Сибирские огни, 1949, № 4
гциеся работы в области литературы да ло возможность, отмечая лучшие про изведения, как бы ставить на пути раз вития литературы вехи, по которым бра ла направление вся масса советских писателей. Партия наносила решитель ные удары всем, кто пытался оторвать советскую литературу от жизни, от на рода, столкнуть ее с пути социалисти ческого реализма, кто прямо или замас кированно выступал против принципа партийности литературы, проповедывал безыдейность и формализм. Три года назад, 14 августа 1 9 4 6 г., ЦК ВКП(б) принял историческое поста новление о журналах «Звезда» и «Ле нинград». Вместе с последующими по становлениями «О репертуаре драмати ческих театров и мерах по его улучше нию», «О кинофильме «Большая жизнь» и, несколько позднее, в февра ле 1 9 4 8 гада,— об опере Мурадели «Великая дружба» это постановление сыграло огромную роль в разоблачении идейно чуждых взглядов и теорий в об ласти литературы и искусства, вскрыло серьезные недостатки в работе редакций и литературных организаций, напомнило писателям и. руководящим работникам журналов о их ответственности перед народом. Оно предъявило к деятелям литературы большие и серьезные тре бования. «Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире,— говорится в постановлении,— состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, ин тересов государства. Задача советской литературы состоит в том,- чтобы по мочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, вос питать новое поколение бодрым, веря щим в свое дело, не боящимся препят ствий, готовым преодолеть всякие пре пятствия». В постановлении указывается на гру бую ошибку ленинградских журналов, предоставивших свои страницы для пош лых, клеветнических писаний Зощенко, изображавшего советских людей и со ветские порядки в уродливо карикатур ной форме и пропитанных духом пес симизма и упадочничества стихов Ахма товой, выражающих вкусы старой са лонной, декадентской поэзии. То, что произведения этих чуждых советскому народу писателей появились на страни цах «Звезды» и «Ленинграда», объяс нялось недостатком идейности у руко водящих работников этих журналов, за бывших, что наши журналы не могут быть аполитичными, и поставивших в основу своих отношений с литератора ми не интересы народа и государства, не задачу правильного воспитания со ветских людей, а интересы личные, приятельское. Это привело к притупле нию критики, к снижению требователь ности и к проникновению в печать пош лых, безыдейных, аполитичных и слабых в художественном отношении произве дений. В постановлении о репертуаре драма тических театров Центральный Комитет указывает на ошибки отдельных драма тургов, в пьесах которых советские лю ди изображаются в уродливо.карикатур- ной форме, примитивными и малокуль турными, с обывательскими вкусами и нравами. «Многие драматурги,— сказа но в постановлении,— стоят в стороне от коренных вопросов современности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изображать лучшие черты и ка чества советского человека». ЦК ВКП(б) призвал драматургов отображать жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способство вать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека. К внимательному и добросовестному изучению жизни призвал ЦК ВКП(б) ра ботников литературы и искусства и в постановлении о кинофильме «Большая жизнь», объясняя неудачу второй серии этого фильма невежеством авторов в изучении темы о современном Донбассе и его людях. В 1 9 4 6 году, в свете постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», бюро Новосибирского об ластного комитета ВКП(б) вскрыло и подвергло справедливой критике серьез ные идейно-художественные срывы и крупные недостатки журнала «Сибир ские огни», на страницах которого по явились тогда произведения, искаженно показывающие советскую действитель ность, советских людей (романы Олесо- ва и Шухова) и аполитичные, эстетские стихи некоторых сибирских поэтов. То, что такие произведения появились в журнале, говорило о притуплении поли тической бдительности редакции, о ее недостаточной требовательности и сла бом развитии критики и самокритики в писательской организации. Во всех постановлениях и указаниях Центрального Комитета настойчиво под черкивается необходимость смелой, глу боко принципиальной критики, которая должна помочь созданию полноценных произведений и делать невозможным проникновение в печать, на сцену и на экран произведений идейно порочных и художественно слабых. Партийная печать разоблачила и бес пощадно разгромила антипатриотиче скую группу буржуазных космополи тов, орудовавших в области театраль ной и литературной критики, которые, надев маску борцов за художественное качество, на самом деле ставили целью опорочить, оклеветать лучшие, передо вые произведения советских писателей, столкнуть советскую литературу с пути партийности, высокой идейности на путь аполитичности, гнилого буржуазного эстетства. Гнусное злопыхательство кри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2