Сибирские огни, 1949, № 4

гциеся работы в области литературы да­ ло возможность, отмечая лучшие про­ изведения, как бы ставить на пути раз­ вития литературы вехи, по которым бра­ ла направление вся масса советских писателей. Партия наносила решитель­ ные удары всем, кто пытался оторвать советскую литературу от жизни, от на­ рода, столкнуть ее с пути социалисти­ ческого реализма, кто прямо или замас­ кированно выступал против принципа партийности литературы, проповедывал безыдейность и формализм. Три года назад, 14 августа 1 9 4 6 г., ЦК ВКП(б) принял историческое поста­ новление о журналах «Звезда» и «Ле­ нинград». Вместе с последующими по­ становлениями «О репертуаре драмати­ ческих театров и мерах по его улучше­ нию», «О кинофильме «Большая жизнь» и, несколько позднее, в февра­ ле 1 9 4 8 гада,— об опере Мурадели «Великая дружба» это постановление сыграло огромную роль в разоблачении идейно чуждых взглядов и теорий в об­ ласти литературы и искусства, вскрыло серьезные недостатки в работе редакций и литературных организаций, напомнило писателям и. руководящим работникам журналов о их ответственности перед народом. Оно предъявило к деятелям литературы большие и серьезные тре­ бования. «Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире,— говорится в постановлении,— состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, ин­ тересов государства. Задача советской литературы состоит в том,- чтобы по­ мочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, вос­ питать новое поколение бодрым, веря­ щим в свое дело, не боящимся препят­ ствий, готовым преодолеть всякие пре­ пятствия». В постановлении указывается на гру­ бую ошибку ленинградских журналов, предоставивших свои страницы для пош­ лых, клеветнических писаний Зощенко, изображавшего советских людей и со­ ветские порядки в уродливо карикатур­ ной форме и пропитанных духом пес­ симизма и упадочничества стихов Ахма­ товой, выражающих вкусы старой са­ лонной, декадентской поэзии. То, что произведения этих чуждых советскому народу писателей появились на страни­ цах «Звезды» и «Ленинграда», объяс­ нялось недостатком идейности у руко­ водящих работников этих журналов, за­ бывших, что наши журналы не могут быть аполитичными, и поставивших в основу своих отношений с литератора­ ми не интересы народа и государства, не задачу правильного воспитания со­ ветских людей, а интересы личные, приятельское. Это привело к притупле­ нию критики, к снижению требователь­ ности и к проникновению в печать пош­ лых, безыдейных, аполитичных и слабых в художественном отношении произве­ дений. В постановлении о репертуаре драма­ тических театров Центральный Комитет указывает на ошибки отдельных драма­ тургов, в пьесах которых советские лю­ ди изображаются в уродливо.карикатур- ной форме, примитивными и малокуль­ турными, с обывательскими вкусами и нравами. «Многие драматурги,— сказа­ но в постановлении,— стоят в стороне от коренных вопросов современности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изображать лучшие черты и ка­ чества советского человека». ЦК ВКП(б) призвал драматургов отображать жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способство­ вать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека. К внимательному и добросовестному изучению жизни призвал ЦК ВКП(б) ра­ ботников литературы и искусства и в постановлении о кинофильме «Большая жизнь», объясняя неудачу второй серии этого фильма невежеством авторов в изучении темы о современном Донбассе и его людях. В 1 9 4 6 году, в свете постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», бюро Новосибирского об­ ластного комитета ВКП(б) вскрыло и подвергло справедливой критике серьез­ ные идейно-художественные срывы и крупные недостатки журнала «Сибир­ ские огни», на страницах которого по­ явились тогда произведения, искаженно показывающие советскую действитель­ ность, советских людей (романы Олесо- ва и Шухова) и аполитичные, эстетские стихи некоторых сибирских поэтов. То, что такие произведения появились в журнале, говорило о притуплении поли­ тической бдительности редакции, о ее недостаточной требовательности и сла­ бом развитии критики и самокритики в писательской организации. Во всех постановлениях и указаниях Центрального Комитета настойчиво под­ черкивается необходимость смелой, глу­ боко принципиальной критики, которая должна помочь созданию полноценных произведений и делать невозможным проникновение в печать, на сцену и на экран произведений идейно порочных и художественно слабых. Партийная печать разоблачила и бес­ пощадно разгромила антипатриотиче­ скую группу буржуазных космополи­ тов, орудовавших в области театраль­ ной и литературной критики, которые, надев маску борцов за художественное качество, на самом деле ставили целью опорочить, оклеветать лучшие, передо­ вые произведения советских писателей, столкнуть советскую литературу с пути партийности, высокой идейности на путь аполитичности, гнилого буржуазного эстетства. Гнусное злопыхательство кри­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2