Сибирские огни, 1949, № 4
ру он относится серьезно, — а по сво им землям, по угодьям Выезжий Лог ничуть не беднее нас. Но у них долго держалось такое понятие: на колхозных полях они работали для кого-то, а для себя хотели обогатиться мимо колхоза. — У них, конечно, не наша жизнь,— вступила женщина, — это все вам ска жут. Народ у них беспечный. С утра бегают, стучат им — «выходите на ра боту!». Что мне стучать, если я сама знаю куда итти. — Ну, —<сказал Колымажин, — это так и не так: ты знаешь, куда тебе итти потому, что... — он кивнул в дверь конторы, желая показать, что это имеет отношение к сложному процессу управления колхозными работами, — мы с председателем для этого выраба тываем план. — Народ везде одинаковый, — пре рвал его Миронов, —• очень хороший народ в Выезжем! Логу. Такие же, как и мы, белоруссы, переселились еще до революции из Могилевской области, так же любят и труд, и землю. К нам еще латыши присоединились с Кирзинских хуторов, перевезли свои избы: уже де сять лет мы живем и работаем вместе. Вот Марьяна говорит, а я вам на живом примере покажу: мы сегодня рассуждали, кого еще направить жать? Все, кажется, вышли на уборку! А как же овощехранилище? — Миронов пока зал налево, за дорогу, где на траве ва лялась щепа, блестел на солнце свежий тес и, наполовину врытый в землю, поднимался бревенчатый сруб. Оттуда доходил до нас горький и свежий запах дерева, —■ там у нас работают два плотника, один — мастер точить серпы. Овощехранилище — необходимая по стройка, но мы их направили на убор ку: плотничать можно и в дождь, а та кой день не упускай — пожалеешь! Но так отрывать людей от своего дела можно только в горячее время. А если председатель колхоза и бригадиры плохо знают, сколько1 и где понадобит ся людей, и каждый день по утрам бу дут объяснять им: ты сюда, а ты — туда? Кто же будет виноват, что людей застукивают на работу? Плохой ли на род или плохой бригадир? Вот то-то! У меня опыт большой. Я десять лег был бригадиром, всех своих людей знаю от старого до малого, кто что мо жет делать, что у него в душе; ведь поверх голов только пастух стадо счи тает! И землю я везде знаю точно, мне мерить не надо, кто сколько убрал или скосил. У нас обмана быть не мо жет, я же все увижу. — Но план планом, а есть и еще кое-что, — он указал на женщину, стоящую перед нами. — Вот вы Марья ну спросите, она у нас хозяйка над молодняком, о чем первом она поду мает, проснувшись, на свой огород бе жать или! в телятник? — Ну, тут нечего и сравнивать, — спокойно сказала Марьяна, — там же без. меня не обойдутся. Да у меня вся душа изболит... — Вот видите. А кое у кого душа вперед! о своем огороде болит! Что Марьяне огород, когда ее осенью и ка пустой и картошкой завалят? Удивля ются, что у нас в «Чапаеве» не кида ются на свой огород, а спешат на по ле. Зачем же колхозник будет отры вать время для огорода от той своей работы, которая ему дает главный до статок? Мьг на трудодень, кроме хлеба и овощей, все время давали и масло и мед. Все дело в том, что человеку считать за свое... От этого все дело. В этом именно и было все дело! Весь разговор наш шел так легко по тому, что для сидящих здесь людей свое было большое свое, а не малень кое. — Вот вы возьмите те же орехи,— продолжал Миронов, — разве мы не можем из тайги орехов себе привезти? В первые годы, правда, мы об этом не могли и думать. Решили, пока не по ставим дело крепко, поменьше отвле каться в тайгу. И стали работать... Вот Колымажин помнит: не гладко сначала шло дело. Когда образовался наш кол хоз, люди в нем тоже думали, что свое — ото только в их сундуке — свое! С . природой бороться большой семьей хоть и трудно, но весело! А с пережитком в природе человека — бо роться иной раз и тяжело, и ой, как невесело. Отношение к собственности складывалось веками. А ломаешь его! Новое к старому не прирастает, эго надо знать. — Много мы трудного одолели. Те перь крепко стоим на ногах. Живем, растем... — Миронов обвел рукой свои поля, окруженные черной каймой новой земли. Она уходила к зубчатой на си нем небе темнозеленой кромке тайги. — И за орехами съездим, набьем и на малых и на старых. Да я никогда и) не откажу, если кому из колхозников по надобится лошадь. Чье это, мое что ли. Все — наше. Достаток каждой от дельной семьи зависит от общего до статка колхоза. Последние слова естественно и лег ко легли в его речь, как мысль, глубо ко продуманная им. — Вот почему Марьяна и не побе жит спозаранку на свой огород, — за кончил он серьезно и вдруг улыбнулся мальчишески, как заговорщик: — Вы бы посмотрели, какие у нее пастухи телятам организованы — беда! — Пастухи — молодец к молодцу! —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2