Сибирские огни, 1949, № 4
удивление перед гением человека. Обыкновенный холст художник населил множеством людей; им тесно, это тол па, вся Москва сбежалась, — но в яс ный морозный день они идут вслед за увозимой на санях Морозовой. Я виде ла движение людей. Лицо боярыни Морозовой сразу притягивало своей си лой; все на картине было подчинено этому лицу с горящим живым взгля дом, вдохновенному повороту головы и всей фигуры боярыни Морозовой. Поз же я узнала, как Суриков, по его соб ственным словам: «На картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни иапишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти». И когда Суриков «нашел», наконец, и вставил лицо боярыни Морозовой в картину, «она всех победила» <, Это и было необ ходимо для выражения художественно го его замысла. Отец долго стоял перед картиной, показывая и объясняя мне отдельные фигуры. «Сибиряк! — говорил он, вкладывая в это слово все свое восхи щение и одобрение, — человек гордый и самобытный. У них крепостного права не было: Они шеи гнуть не учи лись. Этот Василий Иванович Суриков видно умница большой, а глаз какой верный. Меткий глаз охотника и ху дожника! Так написать — значит про никнуть в глубину истории, в характер народа. Это —- родной сын своего на рода. А что ты думаешь? Ведь у них там охотники белку в глаз бьют, чтобы шкурки не испортить. Поколения так росли: скуповато с охотничьим припа сом, взять неоткуда, а в суровые зимы ходили в тайгу. Сибиряк свою природу побеждал не теплой одеждой, не избыт ком пороха и свинца, а движением, быстротой соображения, меткостью гла за. И вот тебе — художник, в котором все это легло в основу характера. Го ворят, что он из Сибири приехал на возу с рыбой, как и (Ломоносов из Ар хангельской губернии». У отца, как я потом догадалась, это удивление перед великими творениями поэтов и хУдожников| своего народа бы ло неиссякаемо, и в тот раз он пере дал мне это сильное и животворное чувство. Оно было разным перед каж дой картиной: так — «Боярыня Моро зова» меня всегда как бы поражала и останавливала перед собой, а от «Ут ра стрелецкой казни» нельзя было отойти: столько судеб народных рас крывалось на этом полотне. Оно просто не отпускало меня. Василий Иванович Суриков стал дорогим мне художником. Надо было знать и любить свою природу, свой народ, быть с ним в) том родстве, о котором писал Белинский, чтобы создать такие картины! «Вели кий человек всегда национален, как| его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ.. Для этого нужно знать и любить народ, сознавать свое кровное единство с ним...» И вот как за картинами художника стал вырисовываться край, где он ро дился! Какой был этот край, откуда че ловек принес такое богатство вообра жения, силу творчества? Каким был сам человек? Я едва ли умела так ду мать в то время, но далекая Сибирь поманила меня еще тогда. В то время Суриков был жив, его можно было встретить где-нибудь на художественной выставке: и позже, ког да мь| жили уже в Москве, я мечтала, что приду когда-нибудь в Третьяков скую галлерею, стану около «Боярыни Морозовой» или «Утра стрелецкой каз ни» и увижу Василия Ивановича: он стоит, смотрит на свои картины, и тво рение его рук, его духа нравится ему, он доволен им. Мне казалось, что Су риков особенно выразил себя в этих двух картинах. Характеры людей в них переданы необыкновенно. Прошло много лет, я открыла и про читала Белинского: « ...Что в народе живет как возможность, то в гении яв ляется как осуществление, как дейст вительность. Народ относится к своим великим людям, как почва к растени ям, которые производит она». Народ, та почва, из которой вырос Суриков, была плодородной почвой Си бири, Красноярского края с его стари ной, не только трехсотлетней давности, когда был построен Красноярский острог, но и более глубокой. От родной почвы Суриков никогда не отрывался. Его тянули к себе народные герои: Степан Разин, Ермак. Для кар тины «Покорение Сибири» художник писал этюды с крестьян и казаков, ез дил в Тобольск и Минусинск, на Дон. и на берега Оби.( Он зарисовывал с на туры отдельные головы, предметы ста ринного военного вооружения, мечи, шлемы, пороховницы, самопалы, щиты, кольчуги. Суриков написал «Покорение Сибири», не читая летописи, но угадал и точно представил себе, как встреча ются в бою «две стихии». Потом, уже окончив картину, он развернул Кун- гурскую летопись и увидел, что в ней все «совсем похоже, совсем как у меня!». Для Сурикова была необходима жи вая натура, и он черпал ее отовсюду, где только она ему являлась, ц изобра жал со всей страстностью своего могу чего таланта. Недаром так виден харак тер в каждом лице, изображенном ху дожником. Не помню безразличного вы ражения лиц у него в картинах: буй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2