Сибирские огни, 1949, № 4
— Эге! — сказал инженер, — это заповедная площадочка! Та ее часть, которая лежит от цементного завода в сторону станции «Енисей», оставлена под город. Великолепный будет город с широкими улицами, жилыми домами красивой архитектуры, с театрами и высшими учебными заведениями. А вот другую часть ее, где раньше был аэро дром, как будто скоро займут тоже новые кварталы. Тут уж кое-как не на строишь, лучше семь раз примерить, а отрезать — один раз. Мы долго разговаривали о том, чтд из полезных ископаемых края пошло на строительство заводов, что годится для будущего города. У меня уже были на этот счет свои наблюдения. Накануне я побывала на цементном заводе и обошла все окрестности села Торгошина, хорошо мне знакомые, по смотрела ломки голубого и белого мра мора и, возвращаясь в Красноярск, ду мала, что вот ведь какой край! — для нового города все есть: цемент — рядом, глины для кирпича сколько угодно, и мрамор под рукой! .Можно !хоть дворцы возводить, — А й в самом деле! Вы знаете, какие дворцы будут построены в Крас ноярске? — спросил Виктор Сергеевич. — Вы посмотрите в музее, там есть проект с зеленым парком на острове, где будут и стадионы, и сады... Участ вовать в окончательной разработке про екта приглашают наших доморощенных архитекторов, вот что примечательно. Была, например, такая девочка, учи лась в одиннадцатой школе, б.егала на Столбы, встречала там восход солнца и перекликалась победным кличем с под ружками. А теперь эта девушка кончи ла Московский институт, она теперь инженер-архитектор и участвует в со ставлении нового плана Красноярска. Делает проект речного вокзала. Речной вокзал на Енисее? Понимаете? Я понимала одно: что создать вокзал на Енисее может быть под силу имен но только такой девушке, которая встречала на Столбах восход солнца, видела оттуда Енисей и представляла себе Чехова, стоящего на берегу... Вот будет замечательно: отплывать от речного порта по великолепной реке и смотреть, как уменьшается пристань вместе с высоким берегом, в который она вправлена. На берегу стоит Чехов и, сняв шляпу, машет ею, приветствуя «полную, умную и смелую жизнь» на берегах Енисея! Утром я еще раз прошла по новому городу с его рядами заводских корпу сов вдоль широких улиц. Хотя мы по бывали только на одном заводе, я вы несла из этого похода впечатление, ог ромного расширения жизни в Красно ярске во всех областях. Куда ни по смотришь, делалось что-нибудь новое, и не просто — улучшение, а коренным образом новое! Так мы осмотрели заме чательный клуб соседнего с «Красма- шем» завода. Клуб был прелестный, с большим вкусом отделанный внутри. Когда мне рассказали о десятках рабо- тающих в нем кружков и о кружке на родного творчества, я вспомнила Ма рию Васильевну Красноженову: вероят но, тут ей было бы что собрать для бы та нового Красноярска! Все это построилось за пятнадцать лет с тех пор, как на этом берегу стал «Первенец Сибири» — «Красмаш», за вод, особенно близкий геологам: он вы пускает буровые станки, врубовые ма шины, проходческие комбайны! С ува жением я посмотрела на него еще раз и, подойдя ближе, вдруг увидела арку высокого здания и на ней доску с надписью: « 2 3 июня 3 3 года здесь пересечен «Великий Сибирский каторжный путь!» Сборочный цех завода «Красмаш» поднялся на месте тракта, где столь ко лет трудно и тяжело шли в слякоть и (вьюгу, в жару и морозы одна за дру гой партии политических каторжан и ссыльных... 4 Человек гениальный поднимает Ро дину так высоко, что ее становится видно отовсюду. Яркое представление о характере, силе и самобытности сибиряка сложи лось у меня еще до того, как я при ехала в Красноярск, именно потому, что я уже знала картины великого рус ского художника Сурикова. Расскажу об этом. Еще в детстве я увидела картины Сурикова, и он стал одним из люби мых моих художников. Тогда я еще не думала, что поеду когда-нибудь в Сибирь. Мне было лет двенадцать, и мы приехали в Москву из Воронежа, где тогда жили. Отец по вел меня в Третьяковскую галлерею. По пути к ней он рассказывал мне о том, что мы там увидим, о Репине, Шишкине и Левитане, которых он лю бил до обожания. «И есть там знаме нитая картина «Боярыня Морозова», ее написал великий художник, сибиряк, огромный талантище, Василий Ивано вич Суриков. Вот увидишь». При такой развеске картин, которую мы тогда застали, картина Сурикова висела ближе ко входу, но не так вы годно, как сейчас. Мы вошли в не большую залу, отец молча взял меня за плечо и повернул. Первое мое впечатление от картины вероятно можно было определить, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2