Сибирские огни, 1949, № 4

зовые машины. Движение тут останав­ ливается только на четыре часа среди ночи, когда мост разводят, чтобы про­ пустить сверху и снизу пароходы... В Красноярском музее в первый мой приезд я встретила знатока быта старого Красноярска, собирательницу сказок и фольклора Марию Васильевну Красноженову. Нельзя не вспомнить о ней, говоря о Сибирском «каторжном» тракте. Когда бы ни подошел к ее ра­ бочему столу, он всегда бывал покрыт вырезками из газет, отпечатанными на машинке листками бумаги со старинной песней или современными частушками. Свадебные обряды и партизанские пес­ ни, встреча на пароме и описание, как ссыльные ждут отправки «по этапу» на том месте, где теперь стоит музей, революционные песни и плакаты — все собиралось на этом столе. М. В. Красноженова хотела пред­ ставить широкую картину быта на прежде каторжном пути ссыльных, го­ нимых из России в далекую и глухую Сибирь, и перемены на нем,— те силь­ ные и смелые голоса нового, которые возникали на этом пути и в конце кон­ цов так сильно зазвучали в революци­ онных и партизанских песнях. Она не успела закончить свой труд, вышел только ее сборник «Сказки Краснояр­ ского края», но наследство, оставлен­ ное ею, очень велико. Мария Васильевна лично знала Ва­ силия Ивановича Сурикова и собиралась писать книгу о нем по воспоминаниям красноярцев, своим собственным и письмам Сурикова к родным. Тогда письма эти еще не были опубликованы. Слушая ее образную речь, мне не раз приходило в голову, что' Суриков в своих картинах был выразителем и ее характера,— сибирячки, умного, цель­ ного человека, знающего себе цену. Она имела свое место в его творчестве, как частица того народа, без которого Суриков не был бы художником таких гигантских тем. Ее меткость в опреде­ лении людей пришла из того же источ­ ника, что и талант великого художника, которым она гордилась с материнским чувством, как будто и она его возра­ стила. И сама она была интереснейшим че­ ловеком. В то время Мария Васильев­ на была уже пожилая, полная женщи­ на, очень подвижная, с живым молодым взглядом и высоко зачесанными густы­ ми седеющими волосами. Ее знали в де­ ревнях и на заводах, охотно рассказы­ вали ей свои воспоминания и пели пес­ ни. Однажды я провожала ее в желез­ нодорожные мастерские, где она хотела записать «новый рабочий фольклор». Вокруг gac собрались приглашенные в комнату клуба рабочие, и все, как ста­ рики, так и, молодые, старались пере­ щеголять друг друга, вспоминая осо- 7. «Сибирские огни» № 4, 1949 г. бенные встречи и события! Тогда, пом­ ню, была записана нами встреча же­ лезнодорожников со Свердловым в сем­ надцатом году. Вот с такими-то .мыслями о старом тракте и Марии Васильевне Красноже- новой я и перешла через Енисей на правый его берег. В июне двадцать девятого года по­ езд, в вагоне которого мы ехали до станции Камарчага, прошел мимо гу­ стых цветущих лугов, покосов, пашен, огородов сел Торгошина и Ладеек. Трудно было представить, что> скоро тут могут произойти большие переме­ ны. Проект нового Красноярска на пра. вом; берегу! был известен уже давно, ж> все еще безмятежно среди лугов бе­ жала проселочная дорога, вливаясь в широкое русло Сибирского тракта... Сколько раз я видела эти луга из окна музея, сколько раз переезжала весной на плашкоуте в «Цветущий лог», чтобы пройти там по пояс в цве­ тах и травах, любуясь плодоносной си­ лой сибирской земли! Весной и в пер­ вую пору лета в долине между горами все было золотое от расцветших «жар­ ких» цветов, позже поднимались вей- ники, «осот» разнолистный, лисохвост, пырей, овсы, белая с крупными метел­ ками полевица, тысячелистник, подма­ ренник со своими легкими соцветиями, герань, валериана и крупные зонтич­ ные... На свежих залежах все бывало бе­ лым от «морковника» и донника с его мелкими душистыми цветами; желтели поросшие сурепкой полосы и, отчасти придерживаясь старых межей, разраста­ лась высокая полынь, из которой по осеням женщины вязали веники... И в этом году сначала я шла мимо огородов, засаженных картофелем, дышала терпким запахом нагретой солнцем полыни под неумолчный стре­ кот кузнечиков и удивлялась, почему эта, такая ровная и красивая, полоса земли не занята постройками. Здесь была раньше посадочная пло­ щадка для самолетов. Еще в двадцать седьмом году был куплен на собранные сибиряками средства самолет, получив­ ший название «Сибревком». Это был первый самолет, приобретенный сибиря­ ками, и при его содействии многие из них увидели сверху свой город, окру­ женный невысокими сопками, и широ­ кую гладь Енисея с островом . посре­ дине. В праздничные дни, особенно в День авиации, весь Красноярск переезжал на правую сторону, как говорили, «весь город повертывался». На площадке на­ чиналось «гулянье». В киоске откры­ валась лотерея; из десяти взятых в ней по рублю билетиков один давал право на полет над городом! «Сибревком»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2