Сибирские огни, 1949, № 4
зовые машины. Движение тут останав ливается только на четыре часа среди ночи, когда мост разводят, чтобы про пустить сверху и снизу пароходы... В Красноярском музее в первый мой приезд я встретила знатока быта старого Красноярска, собирательницу сказок и фольклора Марию Васильевну Красноженову. Нельзя не вспомнить о ней, говоря о Сибирском «каторжном» тракте. Когда бы ни подошел к ее ра бочему столу, он всегда бывал покрыт вырезками из газет, отпечатанными на машинке листками бумаги со старинной песней или современными частушками. Свадебные обряды и партизанские пес ни, встреча на пароме и описание, как ссыльные ждут отправки «по этапу» на том месте, где теперь стоит музей, революционные песни и плакаты — все собиралось на этом столе. М. В. Красноженова хотела пред ставить широкую картину быта на прежде каторжном пути ссыльных, го нимых из России в далекую и глухую Сибирь, и перемены на нем,— те силь ные и смелые голоса нового, которые возникали на этом пути и в конце кон цов так сильно зазвучали в революци онных и партизанских песнях. Она не успела закончить свой труд, вышел только ее сборник «Сказки Краснояр ского края», но наследство, оставлен ное ею, очень велико. Мария Васильевна лично знала Ва силия Ивановича Сурикова и собиралась писать книгу о нем по воспоминаниям красноярцев, своим собственным и письмам Сурикова к родным. Тогда письма эти еще не были опубликованы. Слушая ее образную речь, мне не раз приходило в голову, что' Суриков в своих картинах был выразителем и ее характера,— сибирячки, умного, цель ного человека, знающего себе цену. Она имела свое место в его творчестве, как частица того народа, без которого Суриков не был бы художником таких гигантских тем. Ее меткость в опреде лении людей пришла из того же источ ника, что и талант великого художника, которым она гордилась с материнским чувством, как будто и она его возра стила. И сама она была интереснейшим че ловеком. В то время Мария Васильев на была уже пожилая, полная женщи на, очень подвижная, с живым молодым взглядом и высоко зачесанными густы ми седеющими волосами. Ее знали в де ревнях и на заводах, охотно рассказы вали ей свои воспоминания и пели пес ни. Однажды я провожала ее в желез нодорожные мастерские, где она хотела записать «новый рабочий фольклор». Вокруг gac собрались приглашенные в комнату клуба рабочие, и все, как ста рики, так и, молодые, старались пере щеголять друг друга, вспоминая осо- 7. «Сибирские огни» № 4, 1949 г. бенные встречи и события! Тогда, пом ню, была записана нами встреча же лезнодорожников со Свердловым в сем надцатом году. Вот с такими-то .мыслями о старом тракте и Марии Васильевне Красноже- новой я и перешла через Енисей на правый его берег. В июне двадцать девятого года по езд, в вагоне которого мы ехали до станции Камарчага, прошел мимо гу стых цветущих лугов, покосов, пашен, огородов сел Торгошина и Ладеек. Трудно было представить, что> скоро тут могут произойти большие переме ны. Проект нового Красноярска на пра. вом; берегу! был известен уже давно, ж> все еще безмятежно среди лугов бе жала проселочная дорога, вливаясь в широкое русло Сибирского тракта... Сколько раз я видела эти луга из окна музея, сколько раз переезжала весной на плашкоуте в «Цветущий лог», чтобы пройти там по пояс в цве тах и травах, любуясь плодоносной си лой сибирской земли! Весной и в пер вую пору лета в долине между горами все было золотое от расцветших «жар ких» цветов, позже поднимались вей- ники, «осот» разнолистный, лисохвост, пырей, овсы, белая с крупными метел ками полевица, тысячелистник, подма ренник со своими легкими соцветиями, герань, валериана и крупные зонтич ные... На свежих залежах все бывало бе лым от «морковника» и донника с его мелкими душистыми цветами; желтели поросшие сурепкой полосы и, отчасти придерживаясь старых межей, разраста лась высокая полынь, из которой по осеням женщины вязали веники... И в этом году сначала я шла мимо огородов, засаженных картофелем, дышала терпким запахом нагретой солнцем полыни под неумолчный стре кот кузнечиков и удивлялась, почему эта, такая ровная и красивая, полоса земли не занята постройками. Здесь была раньше посадочная пло щадка для самолетов. Еще в двадцать седьмом году был куплен на собранные сибиряками средства самолет, получив ший название «Сибревком». Это был первый самолет, приобретенный сибиря ками, и при его содействии многие из них увидели сверху свой город, окру женный невысокими сопками, и широ кую гладь Енисея с островом . посре дине. В праздничные дни, особенно в День авиации, весь Красноярск переезжал на правую сторону, как говорили, «весь город повертывался». На площадке на чиналось «гулянье». В киоске откры валась лотерея; из десяти взятых в ней по рублю билетиков один давал право на полет над городом! «Сибревком»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2