Сибирские огни, 1949, № 2

что -героический эпос у алтайцев, как и у других кочевников долж ен быть только демократическим. В действительности и у алтайцев встречаются эпические про­ изведения в зайсанс-ко-байской ф еодаль ­ ной редакции, или ж е созданные предста­ вителями этой аристократической верхуш ­ ки, отражающие ее идеи и чаяния. Но т а ­ кие былины, вопреки Б. Я. Владимирцову, отнюдь не совпадают с мыслями, идеала ­ ми и -ожиданиями рядовых скотоводов-ко- чевников. С этой точки зрения А. Копте- лов правильно проводит различие между теми произведениями, которые проходили, по его выражению, «байскую цензуру», и «заветным народным эпосом», который исполнялся на пастушьих стоянках, у охот­ ничьих костров и оставался незаписанным, стал -известен только после Октябрьской революции. В течение наших двадцатилетних систе­ матических поездок по Алтаю нам такж е не раз приходилось встречаться с различ­ ным вариантом даж е одного и того ж е сказания , в зависимости от социальной среды , где бытовало это предание. Так, например, в байских аилах Онгудайского аймака мы слышали (1927 г.) сказание об «Ойрот-хане», где его царство представля ­ л ось в виде золотого века, а сам «Ойрот- хан» в виде покровителя и будущ его спа­ сителя алтайцев. А на охотничьих станах в тайге, близ Телецкого озера, нам д о в е ­ лось слышать (1931— 1932 гг.) про невы ­ носимо горькую и тяж елую жизнь во вре­ мена «Ойрот-хана», когда трудящиеся -ско­ товоды и охотники разорялись от непо­ сильного «алмана» (натуральные повинно­ сти) и подвергались пыткам и и здев ател ь ­ ствам со стороны чиновников «Ойрот-хана». Теперь ясно, что алтайский героиче­ ский эпос мож ет быть точно -отнесен к определенной социальной среде, именно, к демократической народной среде. Н е менее важно решить вопрос и о времени -сложения алтайского героического эпоса, представленного в новой публика­ ции). Этот эпос сложился в период господ­ ства на Алтае западных монголов или ой- ратов (XV—XVIII вв.), хотя содержит в себе следы более ранних эпох и поздней­ шие наслоения. Это почувствовал А. Л. К оп­ те лов, который по этому поводу заметил: «Исторических материалов, которые могут бы ть использованы для выяснения этого iBonpo-ca, крайне мало. Но имеющиеся ма­ териалы все ж е даю т основания говорить о том, что ойротский (ал тай ский—-Л . П.) эпос окончательно сложился после распа­ да монгольского государства и в период создания Ойратокого Союза (1430 г.)». (Введение к «Алтай-Бучаю», стр. 43). А. Л. Коптел-ов судит -об этом, во-первых, по аналогии с Халха-Монго-ль-ским эпосом1, датируемым периодом феодальных войн (X IV—XVII вв.), во-вторых, что более убе ­ дительно и ценно, по отдельным , тонко подмеченным эпизодам опубликованных про- 1 Халха-Монгольский героический -эпос. И зд . Акад . наук СССР, М.—Л ., 1937. изведений, в которых он видит отражение монголо-ойратского законодательства в 1640 г .1. Однако основным доказательством -пра­ вильности приведенной датировки нужно признать сохранение в алтайском эпосе хорошо известных исторических имен, глав ­ ным -образом, крупных пиратских ханов и тайши, господство которых распространя­ лось на Алтай. И з них наиболее древним является имя -ойрат-ского хана Эсеня или Эзеня, убитого в 1453 г. Он упоминается в фольклоре телеутов . Однако наиболее распространенным именем в алтайском эпо ­ се является имя хана Хара-Хула или, в алтайском звучании, Кара-гула-хана . Кара- гула, -как и его далекий предок Эсень, про­ исходил из ойратского племени Чорос и прославился в начале XVII в. своей актив ­ ной борьбой за объединение ойратских п ле ­ мен в Западно-Монгольское, или Дж ун г ар ­ ское государство. Он был весьма знамени­ тым ойратским или калмыцким князем. Позднее, калмыцкие крупные феодалы, к о ­ чевавшие по р. Или, вели от него свою ро­ дословную2. Карагула часто выступает в алтайских былинах к а к , з л а я сила, к ак ми­ фическое чудовище. В былине Сай-Солонг, записанной от Улагашева, К арагула еще сохранил свой первоначальный -образ. Это- не аморфная темная сила и не мифическое чудовище, а грозный хан, который Много крови народной пролил, Много богатырей погубил. Он выступает зд есь собственником больших охотничьих угодий, в которых з а ­ прещает охотиться беднякам и, если з а ­ стает их за этим занятием, отбирает пуш­ нину, а самих -охотников ж естоко избивает. -В былинах Улагашева фигурирует А л ­ тын-хан — реальное историческое лицо, жившее в начале XVII в., хорошо и звест ­ ное по русским историческим документам XVII в. Алтын-хан современник, и военный противник Карагулы -хана, которому он на ­ носил поражения. В былине Алы-п-Манаш упоминается Кыргыз-хан — это память о кыргызах, еще в XVII в. живших на Ени­ сее и облагавших данью северных алтай ­ цев, которых кыргызские князья называли своими «кыштымами» (данниками). -В былине Ак-Тойчи мы встречаем имя хана Галдана (умер в 1697 г.) — внука Карагулы -хана. Он выступает зд есь как К алдан -П око . В записях Потанина находим имя Кара-хан, а в других — более -рас­ пространенный синоним его — Караты-хан, 1 Имеются в виду Монголо-Ойратские законы, принятые на- съ е зд е монгольских феодалов . Об этом см. Ф. И. Леонтович. -К и-стории права русских инородцев. Д р ев ­ ний Монголо-Калмыцкий, или Ойратский устав взысканий. Одесса, 1879; Голстун- ский К- Ф. Монголо-Ойратск-ие законы 1640 г. СПб., 1880; Рязановский В. А. Обычное право монгольских племен. Хар­ бин, 1924. 2 Миллер. История Сибири, т. II, стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2