Сибирские огни, 1949, № 2
в соединении с «Когутэем» дают представ ления о героическом эпосе, который быто вал и еще продолжает бытовать у алтай- дев. Оно идет от взглядов Б. Я. Влади- * мирцова, разделяемых и Н. К. Дмитрие вым). Последний, касаясь работы Влади- мирцова «Монголо-Ойратский героический эпос», цитированной выше, заявляет , что в ней «не только фактический материал в его частностях, но и само введение авто ра в значительной степени применимо к на шему тексту» , — пишет он о «Когутэе»1. И только в вводных статьях A. JI. Кюп- телова к сборникам Н. Улагашева освеще ние ряда вопросов алтайского героическо го эпоса и прежде всего основного, — вопроса идейного содержания, — ставится на научную основу2. Это вполне естествен но, ибо А. Л. Коптелов исходит в харак теристике алтайского эпоса из соответст вующих теоретических положений В. И. Л е нина, Ф. Энгельса и основателя научной теории в фольклористике А. М. Горького. В статьях А. Коптелова- опровергнуто мне- 'яС ' ние о деградации героического эпоса и по казано, что этот жанр широко бытует У современных алтайцев. А. Коптелов реши тельно и правильно отказывается о т на именования алтайских эпических произве дений сказками и настаивает на признании за ними жанра героического эпоса3. Так ж е определяет героические произведения алтайцев крупнейший советский ученый акад . А. С. Орлов, назвавший их былина ми4. Таким образом, этот вопрос получил т е перь правильное решение в нашей литера туре. Упомянутые вводные статьи А. Копте лова, содержащие такж е прекрасный био графический очерк Н. Улагашева, пред ставляют серьезную попытку характери стики алтайского эпоса. А. Коптелов рас сматривает на большом фактическом мате- ■4, риале опубликованных былин их социаль- - ное, идейное содержание и показывает на родный характер алтайского' эпического творчества. Это проявляется, прежде все го, в образах главных героев — алтайских богатырей, в их качествах и поступках, в их мыслях и делах. Анализ образов глав- 1 ных героев дан хорошо и убедительна. Те перь уже нельзя сказать, что алтайские богатыри изображаются в былинах «блед ными штрихами», как это определил Н . Дмитриев. Напротив, образ алтайских богатырей обрисован четко и живописно, его идейный облик впервые раскрыт. 4<^о - гатыри, пишет Коптелов, могучие храбрые и беззаветно преданные своему народу и безгранично любимые им, стоят на страже родной земли. Они любят труд — охоту, 1 Введение к «Когутэю», стр. 36. V - 2 Статьи 1) Н. У. Улагашев и ойрот ский народный эпос. Сборник «Алтай-Бу- чай», стр. 5—50. 2) Н. У. Улагашев и его былины. Сборник «Малчи-Мерген», стр. 3— 16. 3 Алтай-Бучай, стр. 42. 4 Казахский героический эпос. И зд. Акад. наук СССР. М.—Л., 1945. рыбную ловлю, пастьбу скота. Они ни на кого не нападают, ни с кем не затевают войны. (Вводная статья к сборнику «А л тай-Бучай», стр. 25—26). Однако если враг (обычно это злые ханы и реже злы е духи и божества) напал на их землю, угрожает их народу, алтайские богатыри первые немед ленно дают отпор, никогда не отступая перед опасностью, не страшась превосхо дящей силы врага и всегда побеждают. Помощниками алтайских богатырей, кроме коня или верного друга, часто бывают про стые люди (старики, девушки и т. д .) . Алтайские богатыри беспощадны к врагу. Они прекращают борьбу только тогда,, когда враг уничтожен, народ освобожден и возвращается к трудовой жизни, счастью- и веселью . Торжество по случаю победы является общенародным, ' сопровождается, таким ликованием, что и природа не о стает ся к нему равнодушной и включается в общее веселье. В небе солнце смеялось, Луна над горами плясала, так говорится в концовке одной из таких героических былин. Моральный облик алтайских богаты рей высок и чист. Большинство богатырей «не только бессмертны, но и вечно молоды. В них олицетворён трудовой народ. Наи более ярким примером этого олицетворе ния является самый любимый богатырь- Алтай-Бучай. Об этом свидетельствует первая часть его имени, являющаяся древ ним именем народа. В образе Алтай-Бучая мы находим черты алтайца-кочевника, хо рошего скотовода и отличного зверолова. Алтай-Бучай несет в себе все лучшие к а чества своего народа. Он вольнолюбив, кристально честен, храбр и непоколебим в бою»1. Таким образом, в сборниках представ лены произведения эпического творчества рядовых алтайцев-кочевников и звероловов. В -них не только отражено угнетение а л тайцев феодальной верхушкой. В них вы ражены мысли, желания, надежды и стрем ления простых кочевников, уже осознав ших социальное неравенство и несправед ливость. Угнетение рядовых алтайцев-ко чевников и звероловов феодальной вер хушкой вызывало в их среде настроения протеста, стремление к борьбе. Однако в конкретных исторических условиях борьба против угнетателей не могла принять ак тивной организованной формы и, в лучшем случае, сводилась к пассивному сопротив лению жестокой эксплоатации, к откочевке целых родов или групп семей в глухие, трудно доступные места Алтая, где б еж ав шие рассчитывали найти спасение от угне тателей. Н е видя выхода из невыносимо тяжелого положения в реальной жизни, простые кочевники давали простор своим настроениям, надеждам и мыслям в устных эпических творениях. Все изложенное по поводу -социально го содержания алтайского эпоса не_ сле дует , конечно, понимать таким образом, 1 А. Коптелов. Вводная статья к сбор нику «Алтай-Бучай».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2