Сибирские огни, 1949, № 2

прежде всего ищет примеры как в самом ал тайском фольклоре, так и среди его носителей и исследователей , для подтвер­ ждения своих буржуазно-идеалистических в зглядов на историю и культуру .алтайско­ го народа, для подтверждения своей, на­ сквозь фальшивой «методологии». Так, он всячески расшаркивается перед «крупней­ шим специалистом в области изучения ша­ манизма и бурханизма на Алтае» (стр. 14)— А. В. Анохиным, который в своих и ссле ­ дованиях алтайской культуры целиком стоял на реакционно-буржуазных, о б ъ е к ­ тивистских позициях. Н. Баскаков , в сколь зь упомянув о «методологических недостатках» работ Анохина, но ня словом ме обмолвившиеь о сути этих «недостат­ ков», опешит заверить читателя, что труды Анюхина «сохранили научное значение до настоящего времени». Таким образом, Б а ­ скаков в своих буржуазно-идеалистических в згл ядах опирается еще на один «пример», явно ему импонирующий, подпирает себя ^ еще одним «авторитетом» и з одной с ним школы, не имеющей .ничего общ его с марксистско-ленинской наукой. В оценке молодой советской алтайской литературы Н. Баскаков , верный своим по­ зициям, т а кж е допускает грубейшие на­ тяжки и искажения. Так, наряду с Н. Ула- гашевым и П. Кучияком он признает «крупным алтайским писателем раннего периода» буржуазного националиста М. Едо- кова, при этом указывай на общность его творчества с религиозно-нравоучительными «произведениями» попа М. Чевалкова . Так, наряду с подлинными зачинателями моло­ дой советской литературы на Алтае Н. Улагашевым, Г1. Кучияком, Н. Б а с к а ­ ков считает достойным представителем ее Ч. Енчинова, а его произведения «круп­ нейшими» явлениями алтайской драм атур­ гии. М ежду тем, алтайская общественность справедливо осудила в творчестве Ч. Ен- чинова грубые идейные срывы, антихудо­ жественность ряда его литературных опы­ тов, отводящих этого, еще далеко незрелого, писателя от правильного пути советской литературы. Баскаков , ни словом не обмолвившись об этом, зачисляет Ч. Енчинова в ряд «зачинателей» алтай ­ ской литературы, тем самым дезориенти­ руя читателя. Трудно представить, как в такой ма­ ленькой книжке (24 страницы) автор ухит­ рился нагромоздить столько грубейших методологических, идейно чуждых и звра­ щений, ошибок, и п.ри этом не вызвать у редактора книжки и и здательства подо зре ­ ния в идейной порочности, пеевдоваучяо- сти этого, в своем 'роде исключительного «труда» космополитствующего фальсифи­ катора. И здание книжки Н. Баскакова следует признать грубейшей ошибкой и зд а т ел ь ­ ства. Н адо полагать, что горно-алтайская общественность не позволит дальш е этому подголоску буржуазных космополитов за - еррять 'своими «исследованиями» умы а л ­ тайских читателей. А . Смородин. Новые материалы по эпосу алтайцев Героический эпос алтайцев ©стает ие- г ред нами в настоящее время в новых об ­ разцах , высоких по научной и художест- 'венной ценности. Речь идет о двух книгах былин, изданных Новосибирским и Ойрот­ ским областными издательствами, пред­ ставляющих публикацию записей от про­ славленного алтайского сказителя-ордено- носца, ныне покойного Н. У. Улагашева. Записи производились в период 1939— 1945 гг . преимущественно алтайцем писа­ телем П. В. ку чи як ом и его дочерью А. П. К учи як1!. Н. У. Улагаш ев — один из одарен ­ нейших сказителей нашей страны — был 1 Н. y L Улагашев (оказитель-ордено- носец). «Алтай-Бучай». Ойротский народ­ ный эпос. П од редакцией А. Коптелова. Огиз. Новосибирск. 1941. 25 печ. листов. Тираж 15000 экз. Ц ена в переплете 13 р, 65 к. Н. У. Улагашев (сказитель-орденоно­ сец). «Малчи-Мерген». Алтайский героиче­ ский эпос. Под р ед а к ц и ей . А. Коптелова. Ойротское областное национальное и зд а ­ тельство . 1947, 16 печ. листов. Тираж 5000 экз. Ц ена 7 р. 75 к: открыт как сказитель только в 1936 г- П. в . Кучияком. В это время сказителю было уже 75 лет, он был слепым, но еще бодрым и работал в одном из алтайских колхозов, членом которого состоял. Ц. У л а ­ гашев в колхозе плел ременные шлеи, узды и пользовался большой любовью колхозни­ ков за свой чудесный дар петь героиче­ ские поэмы под аккомпанемент топшура. Через три года после встречи с П. Кучия ­ ком Н. Улагашев уже был удостоен высо­ кой правительственной награды и сделался известным всей стране. С этого времени в столице Горно-Алтайской автономной о б ­ л а с т и— г. Горно-Алтайске, куда переехал жить сказитель, началась систематическая работа по записи от него устных произве­ дений народного творчества алтайцев , ко ­ торые так блестящ е хранила .память т а ­ лантливого художника слова. К сож але ­ нию, преждевременная смерть П. iB. Кучия- ка летом 1943 г.. затормозила эту работу, а в начале 1946 года ее окончательно пре­ рвала смерть самого сказителя . Многие из интереснейших былин, которые знал У л ага ­ шев, остались незаписанными и, возможно, утрачены для науки безвозвратно. Н о д а ­ ж е то, что было записано от .него и опуб­ ликовано в упомянутых книгах , представ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2