Сибирские огни, 1949, № 2
ков призывает во всем ее развитии видеть тол ько отражение иноземной, к тому ж е чуждой народу .реакционной феодальной идеологии прошлых культур . По Б аск ако ву выходит, что герои подлинно народно г о алтайского эпоса народные богатыри Алтай-Бучай, Малчи-Мерген, К елер -К уш и другие, в которых народ выразил свои ■освободительные чаяния, свою ненависть к угнетателям и поработителям, — всего-на в сего только («генетические» потомки опо этизированных иноземных завоевателей вроде Чингисхана и его сподвижников. Таков вывод, таков «субстрат» псевдона учных, насквозь чуждых алтайскому наро ду рассуждений автора , воспользовав шегося .идеологической беспечностью «ли некомпетентностью редактора и и здател ь ства , чтобы на материале алтайского на родного творчества протащить свои буржуазные , космополитические идейки, принизить национальное достоинство а л тайского народа, возвести поклеп на его национальную культуру . .С тех ж е позиций автор «исследует» алтайскую культуру эпохи, когд а «после падения Джунгарского ханства в XVIII в е к е Алтай перешел под власть России». И тут Б аскаков д ел ает ряд откровений, кото рые не могут не вы звать возмущения У читателя, мало-мальски знакомого с и с то рией Горного Алтая . Верный своему поло жению о том, что культура алтайского народа лишь порождение древне-тюркской и монгольской феодальных культур эпохи «золотого века», автор, д аж е и не пытается как-либо .проследить прогрессивное влия ние на нее передовой и мощной культуры .великого русского народа в XVIII—-XIX вв. Он просто обходит это молчанием. Наоборот, Б аскаков старается до к а зать , что влияние русских на алтайцев ш ло тол ько но линии религиозно-реакцион ной. Он прямо так и пишет: «Алтайская духовная миссия, развернувшая свою д е я тельность в .средине XIX века, оказала большую услугу в развитии алтайской культуры, языка и литературы» (стр. 7). Действительно , .алтайская духовная миссия довольно энергично занималась изучением истории, быта, верований, фольклора гор- но-алтайцев', но с единственной целью бо л е е .глубокого внедрения в сознание а л тайского народа, религиозного дурмана, упрочения национального зайсанско-байско- го и колониально-чиновничьего гнета на Горном Алтае. Естественно , что миссионе ры , ® том числе, как утверж дает Баскаков , «крупнейшие представители этой .группы исследователей» С. Ландышев, В. Вербиц кий занимались изучением и собиранием ф ол ькл ор а эайсавсюа-байской верхушки с е го феодальными и шаманистско-мистиче- "скими мотивами и обходили подлинно народное устное творчество алтайского трудового народа,. Автор и сам вынужден признать, что изыскания и произведения миссионеров «оставались, как .правило, неиспользованными для широких масс а л тайского народа». Н а каком ж е основании ■он утверж дает «большие услуги» попов- ствующих «исследователей», якобы ок а зан ные алтайской культуре? .. Б аскаков настойчиво утверждает пер выми исследователями алтайской народной литературы миссионеров Ландышева и Вербицкого, а первым национальным а л тайским писателем считает попа М. Че- валкава — автора. религиозно-нравоучи тельных писаний, .совершенно неизвестных алтайскому народу, но весьма импониро вавших миссионерам и алтайской знати. Трактуя развитие устной народной ли тературы ‘ с внеклассовых, внеисторических, а по .существу махрово-буржуазных п о зи ций, Баскаков , естественно, особое .внима ние уделяет не подлинно, народному у ст ному творчеству, а формам фольклора, наиболее характерным д л я господствующей верхушки. Так, он выделяет к ак одну из основных в алтайском устном творчестве форму шаманской мистерии, якобы наибо лее полно в себе соединяющую характер ные д л я устного народного искусства .алтайцев элементы — поэзию, музыку, т а нец, мимику и пантомиму. М ежду тем Б а скакову не может быть неизвестным, что основное художественное богатство п од линно народного устного творчества а л тайцев составляет алтайский героический эпос, рождавшийся не в среде феодальной знати и шаманов, а в народной толще. Именно в народных массах родились наи более высокохудожественные образы а л тайского эпоса, образы народных богаты рей Сартакпая, Алтай-Бучая, Малчи-Мер- гена, Келер-Куша , Алтын-Тууди и других — борцов за народ, против неспра ведливости и угнетения н арода феодалами и иноземными поработителями. Именно в этом народном творчестве, формировав шемся под влиянием освободительных, прогрессивных идей, выражавшем и гнев и мечту народа, .следовало искать и видеть истоки подлинной народной алтайской на циональной литературы . Но этому-то «ис следователь» как раз меньше всего и уделяет внимания, озабоченный прежде всего отысканием иноземных «истоков» и доказательством , что алтайская культура лишена национальной самостоятельности и самобытности. Б аскакову не могло быть неизвестно, что в алтайском народе издавна были свои подлинно народные певцы и сказители , ко торые подвергались .преследованиям правя щей верхушки за свободолюбивое слово и .протест против угнетателей . Эти певцы будили .своими песнями и былинами в на.- .роде классовое и национальное .самосозна ние. Таким подлинно народным кайчи, выразителем народных чаяний, носителем устной эпической традиции алтайцев был, например, Н. Улагашев , известный в аилах бедняков задолго до революции и ©о всю мощь своего голоса запевший свои герои ческие народные былины после Великого Октября. Именно среди них, этих народ ных .рапсодов следовало искать подлинных зачинателей устной народной литературы алтайцев, а не среди миссионеров и а л тайских шаманов, как это делает Б а с к а ков. Но. верный своей идейке , Баскаков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2