Сибирские огни, 1949, № 2
этого сокращения больше уделить внимания образам Лазо, Балябина, Бородищева, Ку- шаверова. Необходимо такж е в новых и з даниях показать руководство революцион ной борьбой в Забайкалье центром молодой советской республики — Москвой, ЦК РКП (б), Совнаркомом, Лениным и Сталиным, связь действий забайкальских войск с об щими военными действиями Красной Ар мии. Произведение написано настоящим ли тературным языком, ярко, образно. Но в авторской речи изредка встречаются об ластные слова и неудачные выражения Нуждаются в оживлении некоторые диало ги. Все отмеченные недостатки ничтожны по сравнению с достоинствами книги. Р о ман Константина Федоровича Седых я в ляется весьма значительным произведением нашей советской литературы и мы рекомен дуем его вниманию всех, кто еще не у с пел познакомиться с этим патриотическим произведением, воспевающим всепобеждаю щую силу народа, борющегося за свои вы сокие, коммунистические идеалы. П . Фатеев. Фальсификация истории и культуры алтайского народа В последнее время нашей печатью вскрыты и подвергнуты острой критике антимарксистские, буржуазно-космополити ческие извращения, имевшие место в тру дах и исследованиях некоторых историков и литературоведов-востоковедов, тюрколо гов, искаж енно трактовавших историю, культурное наследие и развитие культуры народов советского Востока . Преклоняясь перед древними феодальными восточными культурами Ирана, Индии, преувеличивая влияние их на развитие культуры наших восточных народов, некоторые исследова тели тем 'самым принижали, а иногда и исключали национальную самостоятель ность и самобытность культуры народов советского Востока. Так, академик Крач- ковский в своих трудах утверж дал прямое влияние древне-арабской культуры на культуры , языки и литературы народов Средней Азии, К авказа и Закавказья , а некоторые из этих литератур он вообще относил к арабскому происхождению . Идеализация реакционного монгольского эпоса времен Чингисхана имела место в исследованиях академика С. Козина. П о л на космополитических извращений истории книга В. Ж ирмунского и X. Зарафова «У з бекский народный героический эпос». Р яд и ссл едоват елей-восто ков едов про долж ал оставаться на позициях буржуазной анти демократической, идеалистической школы космополита А. Веселовского , находился в плену методологии, чуждой ленинскому, сталинскому учению о национальных к у л ь турах. Марксизм-ленинизм дает в руки и с следователей предельно ясные, всеобъ ем лющие и глубокие методологические осно вы, позволяющие точно и принципиально верно определять взаимосвязь культур прошлой и современной, место и роль к аж дой национальной культуры в общем ку л ь турном .развитии народов, прошлое, на стоящ ее и будущ ее их. «Советские люди считают, — указы вает товарищ Сталин, — что каж д ая на ция, — все равно — большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом , который вносит каж дая нация в общую сокровищницу мировой культуры и допол няет ее, обогащает ее. В этом смысле все нации—и малые, и большие — находятся в одинаковом положении, и каж д ая нация равнозначна любой другой нации». Забвение этого положения марксизма- ленинизма неизбежно ведет к извращению подлинной исторической правды, к прини жению национального достоинства наро дов. Д л я буржуазных космополитов., после дователей реакционных идеалистических школ в искусствоведении и литературове дении характерно такж е забвение марк систско-ленинского положения о наличии в. культурах прошлого двух классово-проти воположных начал — культуры эксплоата- торской господствующей верхушки и к у л ь туры угнетенных народных масс. С вне классовых, буржуазно-объективистских по зиций они объясняю т процесс культурного развития того или иного народа, как еди ный поток. При этом понятно, что на пер вый план выдвигается буржуазная р е ак ционная культура и остается в тени к у л ь тура народных масс. Подобные извращения нашли особое распространение в фольклористике. Б ур жуазные космополиты, последователи ре ак ционной школы Веселовского навредили зд е с ь больше, чем где-либо, пользуясь ч а сто недостаточной исследованностыо этой 'Области литературоведения. Весьма выразительным примером в этом отношении может .служить книжка «Алтайский фольклор _ и литература» Н . А. Баскакова , выпущенная в конце 1948 года Горно-Алтайским Облнациздатом (редактор М. Ф. Саруева). Уж е на первой странице этого «исследования» мы н атал киваемся на утверждения автора , которые должны были бы сразу насторожить ре дактора и издательство, если они не ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2