Сибирские огни, 1949, № 2
славе , о получении звания Героя Социали стического Труда у него идут не от общих интересов колхоза и всей страны, а от э го истических, честолюбивых соображений. Это приводит Родиона к ряду ошибок, к нарушению принципов коллективного , то в а рищеского начала в труде . Д л я Родиона труд — путь к личной славе, он из-за ч е столюбивых соображений не поддерж ал иредложение Груни добиваться высоких урож аев на больших площ адях . Но зато Груню поддерж али все передовики с ел ь ского хозяйства , поддерж ала партийная ор ганизация. Родиона ж е за отсутствие зна ний, за дурные замашки голого админист рирования колхозники отстраняют от руко водства звеном. Именно по этой общественной линии развертывается конфликт между Груней и Родионом. Е лизару М альцеву хорошо удалось по казать борьбу нового со старым, показать передовых людей нашего общества, и лю дей, зараженных еще частнособственниче скими пережитками и предрассудками. П ри роде советского человека, духовно и идей но высоко поднятого партией Ленина— Сталина, чуж да двойная бухгалтерия в нор мах поведения: одних — годных дл я об щественной жизни, а других ■— дл я лич ной. П ередовой советский человек никогда не о тделяет личную жизнь от общ ествен ной и это д ает ему величайшее моральное превосходство над людьми буржуазного общества, гд е царит погоня за личным обо гащением, голый эгоизм, человеконенавист ничество и звериный закон — «человек человеку волк». Н о могучая сила советского общества состоит и в том, что оно помогает о тд ел ь ным людям осознать свои ошибки, освобо диться от пережитков и привычек прошло го, стать полноценными участниками к о л лективной созидательной работы. Коллектив помогает Родиону Василь- цову преодолеть свои недостатки , осознать и исправить свои ошибки. Собрание к о л хозников постановляет не допускать Родио на целую неделю на работу. Это суровое наказание, ибо дл я советского человека вне труда нет жизни, нет счастья. Родион переживает это взыскание с глубоким в ол нением. В его душ е борются противополож ные чувства и побеждает сознание правоты коллектива , правоты Груни. У Родиона ро ж д а е т с я страстное стремление работать по- новому, завоевать доверие коллектива , вер нуть любовь Груни. Он добивается, он ищ ет работы, она нужна ему, как воздух, в ней смысл его жизни — жизни советского человека . Получив работу, Родион вкл ады вает в нее всю свою молодую энергию, уц, изобретательность. Он строит подвесную дорогу , облегчающую труд колхозников. И не личная слава, не корысть руководят им в этом д еле , а сознание, что его труд нужен, полезен коллективу . Н а этой основе, вполне жизненной и реальной, происходит примирение между Груней и Родионом. Преодоление крестьян ской ограниченности, честолюбия и эгоиз ма — это результат воспитательного во з действия коллектива , живущ его творче ским, сознательным трудом, движимого животворными идеями большевистской пар тии. Обаятельность образа Груни В асильцо - вой — советской женщины-патриотки, си ль ного и красивого в своих делах и чувствах, советского человека, который своим при мером учит других, особенно ярко вы раж е на в словах, сказанных ею при вступленик в ряды Коммунистической партии. «...Тот, кто не только нынешним днем живет, но и о завтрашнем д у мает, кто не хочет на месте топ тать ся, а хочет идти вперед и других з а собой вести, тот долж ен быть с пар тией... В ней он будет и сильнее, и смелее, и больше даст дл я народа!..» В романе Елизара М альцева дан другой конфликт, в основе которого т акж е лежит разное понимание жизни, личного дол га и обязанностей перед Родиной. Силантий Ж у • дов дезертирует с фронта, скрывается в. лесу . Д л я своей жены Варвары он стал чужим человеком, врагом. О тшатнулись от него и собственные дети и дру зья -товари щи. И д аж е после того, как Силантий вер нулся на фронт, искупил кровью свою ви ну, а затем демобилизовался, не нашел он прежней своей жены Вари, не нашел своей, семьи. Черное пятно дезертирства , о тк а за от выполнения священной обязанности—з а щищать Родину лежит на нем. Варвара го ворит ему: — Д уш а моя тебя не принимает... Н е ту там тебе места... Нам теперь вместе от всего сердца не жить, не любить, не ра ботать... Силантию приходится оставить свой дом, семью и уйти работать в другой к о л хоз. Политические, общественные, трудовые, моральные отношения, сложившиеся м еж ду советскими людьми при социализме т а ковы, что они требуют от человека чистоты политической и духовной, чтобы жить , лю бить и работать от всего чистого сердца. Е. М альцев в своем произведении дает целую галлерею людей живущих, работа ющих, любящих от всего сердца . Это пре ж д е всего Груня В асильцова—главная геро иня романа, это Варвара Ж уд ова , Иван Яркин и Матвей Русанов, это — рядовые колхозницы Кланя и Фрося, это — парторг Гордей Ильич и д ед Харитон Иванович, это — колхозные пионеры Зорька , Савва и Л енька и многие другие замечательные лю ди из колхоза «Рассвет» . В конце романа автор рассказы вает о собрании колхозников. На собрании прини мается письмо товарищу Сталину. В пись ме говорится: «У нас одна дума, одно стремление: сделать нашу страну ещ е сильнее и кра ше, ещ е богаче и неприступнее. Е сть дл я это.го у советского народа силы и средства, ум и талант . Е сть у нашего народа великий вождь товарищ Сталин, ведущий нас от победы к победе. С товарищем Сталиным советские люди преодолеют любые трудно сти, любые преграды!..» К столу президиума подходит д ед Х а ритон. Обращаясь к парторгу Гордею И л ь ичу, он просит:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2