Сибирские огни, 1949, № 2

славе , о получении звания Героя Социали­ стического Труда у него идут не от общих интересов колхоза и всей страны, а от э го ­ истических, честолюбивых соображений. Это приводит Родиона к ряду ошибок, к нарушению принципов коллективного , то в а ­ рищеского начала в труде . Д л я Родиона труд — путь к личной славе, он из-за ч е ­ столюбивых соображений не поддерж ал иредложение Груни добиваться высоких урож аев на больших площ адях . Но зато Груню поддерж али все передовики с ел ь ­ ского хозяйства , поддерж ала партийная ор ­ ганизация. Родиона ж е за отсутствие зна ­ ний, за дурные замашки голого админист­ рирования колхозники отстраняют от руко ­ водства звеном. Именно по этой общественной линии развертывается конфликт между Груней и Родионом. Е лизару М альцеву хорошо удалось по­ казать борьбу нового со старым, показать передовых людей нашего общества, и лю ­ дей, зараженных еще частнособственниче­ скими пережитками и предрассудками. П ри ­ роде советского человека, духовно и идей ­ но высоко поднятого партией Ленина— Сталина, чуж да двойная бухгалтерия в нор­ мах поведения: одних — годных дл я об­ щественной жизни, а других ■— дл я лич ­ ной. П ередовой советский человек никогда не о тделяет личную жизнь от общ ествен ­ ной и это д ает ему величайшее моральное превосходство над людьми буржуазного общества, гд е царит погоня за личным обо­ гащением, голый эгоизм, человеконенавист­ ничество и звериный закон — «человек человеку волк». Н о могучая сила советского общества состоит и в том, что оно помогает о тд ел ь ­ ным людям осознать свои ошибки, освобо­ диться от пережитков и привычек прошло­ го, стать полноценными участниками к о л ­ лективной созидательной работы. Коллектив помогает Родиону Василь- цову преодолеть свои недостатки , осознать и исправить свои ошибки. Собрание к о л ­ хозников постановляет не допускать Родио ­ на целую неделю на работу. Это суровое наказание, ибо дл я советского человека вне труда нет жизни, нет счастья. Родион переживает это взыскание с глубоким в ол ­ нением. В его душ е борются противополож­ ные чувства и побеждает сознание правоты коллектива , правоты Груни. У Родиона ро­ ж д а е т с я страстное стремление работать по- новому, завоевать доверие коллектива , вер ­ нуть любовь Груни. Он добивается, он ищ ет работы, она нужна ему, как воздух, в ней смысл его жизни — жизни советского человека . Получив работу, Родион вкл ады ­ вает в нее всю свою молодую энергию, уц, изобретательность. Он строит подвесную дорогу , облегчающую труд колхозников. И не личная слава, не корысть руководят им в этом д еле , а сознание, что его труд нужен, полезен коллективу . Н а этой основе, вполне жизненной и реальной, происходит примирение между Груней и Родионом. Преодоление крестьян ­ ской ограниченности, честолюбия и эгоиз­ ма — это результат воспитательного во з­ действия коллектива , живущ его творче­ ским, сознательным трудом, движимого животворными идеями большевистской пар­ тии. Обаятельность образа Груни В асильцо - вой — советской женщины-патриотки, си ль ­ ного и красивого в своих делах и чувствах, советского человека, который своим при­ мером учит других, особенно ярко вы раж е ­ на в словах, сказанных ею при вступленик в ряды Коммунистической партии. «...Тот, кто не только нынешним днем живет, но и о завтрашнем д у ­ мает, кто не хочет на месте топ тать ­ ся, а хочет идти вперед и других з а собой вести, тот долж ен быть с пар ­ тией... В ней он будет и сильнее, и смелее, и больше даст дл я народа!..» В романе Елизара М альцева дан другой конфликт, в основе которого т акж е лежит разное понимание жизни, личного дол га и обязанностей перед Родиной. Силантий Ж у • дов дезертирует с фронта, скрывается в. лесу . Д л я своей жены Варвары он стал чужим человеком, врагом. О тшатнулись от него и собственные дети и дру зья -товари ­ щи. И д аж е после того, как Силантий вер ­ нулся на фронт, искупил кровью свою ви ­ ну, а затем демобилизовался, не нашел он прежней своей жены Вари, не нашел своей, семьи. Черное пятно дезертирства , о тк а за от выполнения священной обязанности—з а ­ щищать Родину лежит на нем. Варвара го ­ ворит ему: — Д уш а моя тебя не принимает... Н е ­ ту там тебе места... Нам теперь вместе от всего сердца не жить, не любить, не ра ­ ботать... Силантию приходится оставить свой дом, семью и уйти работать в другой к о л ­ хоз. Политические, общественные, трудовые, моральные отношения, сложившиеся м еж ­ ду советскими людьми при социализме т а ­ ковы, что они требуют от человека чистоты политической и духовной, чтобы жить , лю ­ бить и работать от всего чистого сердца. Е. М альцев в своем произведении дает целую галлерею людей живущих, работа ­ ющих, любящих от всего сердца . Это пре­ ж д е всего Груня В асильцова—главная геро ­ иня романа, это Варвара Ж уд ова , Иван Яркин и Матвей Русанов, это — рядовые колхозницы Кланя и Фрося, это — парторг Гордей Ильич и д ед Харитон Иванович, это — колхозные пионеры Зорька , Савва и Л енька и многие другие замечательные лю ­ ди из колхоза «Рассвет» . В конце романа автор рассказы вает о собрании колхозников. На собрании прини­ мается письмо товарищу Сталину. В пись­ ме говорится: «У нас одна дума, одно стремление: сделать нашу страну ещ е сильнее и кра­ ше, ещ е богаче и неприступнее. Е сть дл я это.го у советского народа силы и средства, ум и талант . Е сть у нашего народа великий вождь товарищ Сталин, ведущий нас от победы к победе. С товарищем Сталиным советские люди преодолеют любые трудно ­ сти, любые преграды!..» К столу президиума подходит д ед Х а­ ритон. Обращаясь к парторгу Гордею И л ь ­ ичу, он просит:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2