Сибирские огни, 1949, № 2
жизненно-правдивых образов советских лю дей, отразить достаточно ярко некоторые ■стороны советской военной действитель ности, показать хорошо природу Сибири. Гурвич же, не зная романа в целом, по просту перечеркнул все положительное в его ^одержании, снобистски, с издевкой «раскритиковав» все произведение по двум— трем частным примерам. Однако, именно оценка Гурвича долгое время довлела над книгой А. Коптелова, и именно из-за этого, быть может, писа тель-коммунист, постоянно стремящийся отразить в своих произведениях ак туал ь ные, насущные темы нашей советской дей ствительности, оборвал свой роман об О те чественной войне на первой части и до сих пор к нему не возвращался. Этот факт может служить наглядным примером той вредоносной, ядовитой д е зориентации писателя, какую влекли за со бой налеты космополитствующих, эстетст вующих критиков-антипатриотов. Немало вреда своими эстетско-форма листическими, дезориентирующими оценка ми причинили творческим работникам си бирских театров во время своих мимолет ных «гастролей» критики-космополиты С. Дрейден, Н. Оттен, Фрейдкина и д ру гие, которых благосклонно поставляло на места для «вразумления» местных театраль ных работников Всероссийское Театральное Общество, в котором, как известно, до по сл едн его времени монопольно орудовали безродные космополиты Юзовский, Бояд- жиев и другие. Несомненно так же, чтщ эти столич ные «метры» театральной критики оказали известное влияние на местные критические силы, что влекло за собой проникновение на страницы местной нашей прессы идей но порочных, ошибочных оценок театраль ных явлений. Собрание творческих работников лите ратуры и искусства Новосибирска справед ливо осудило грубые ошибки местной т е атральной критики в оценке деятельности новосибирских драмтеатров, ошибки ряда рецензий на спектакли, печатавшихся на страницах газеты «Советская Сибирь». На эти идейно-политические ошибки в т еат ральных рецензиях Н. Ларионова, В. Л ав рентьева, Ю. Шарова еще ранее указывала «Правда». Так, В. Лаврентьев в одном из своих критических выступлений в «Советской Си бири» охаял политически острую, ак ту ал ь ную пьесу Н. Вирты «Хлеб наш насущный», и постановку этой пьесы в театре «Крас ный факел». Преклонение перед зарубежной буржу азной драматургией и пренебрежение к на шей советской драматургии имело место и в одной из статей Н. Ларионова. В обзоре театрального сезона 1946 года Н. Ларио нов раболепно, с формалистических пози ций [превозносил «театральность, сценич ность» пьес иностранных авторов и при ветствовал дружное появление «иностран ных гостей» на сценах новосибирских т е а т ров, как свидетельство, якобы, творческо го роста театральных коллективов, относя к «достижениям» театров постановку таких, насквозь идейно чуждых, изделий зару бежной, буржуазной драматургии, как «Зо лотой мальчик» Одетса. Вредоносные космополитские, буржуаз но-эстетские оценки явлений литературы критиками-антипатриотами оказывали и прямое влияние на творчество некоторых из наших поэтов, в частности на Льва Кон- дырева. Редакция журнала «Сибирские огни» в 1946 году ошибочно напечатала стенограм му первого обсуждения в московской поэ тической секции творчества Л ьва Конды- рева. Большинство оценок в этом «обсуж дении» носило явно эстетско-сЬормалисти- ческий характер и укрепляло Л. Кондыре- ва на неверных творческих позициях. Н аи более похвальную оценку получили стихи Л. Кондырева, страдающие формалистиче ским штукарством, откровенной версифика цией под образцы декадентской лирики. П оэт ' П. Антокольский, сам, как это справедливо отмечалось в статье Н. Гриба чева в «Правде», в своем творчестве д а леко не освободившийся от влияния бур жуазного декаданса, горячо поддержал Л. Кондырева в его формалистических уп ражнениях, редактируя его сборники сти хов, вышедшие в Москве. А. Жаров в рецензии на сборник но восибирских поэтов «Из новых тетрадей» («Советская Сибирь», за 6 апреля 1949 г.) справедливо указывает, что и некоторые новые стихи Л. Кондырева на современные темы «покрыты густым слоем декадент ской пыли», полны эстетско-формалистиче ских изощрений и далеки от жизненной правды. Собрание писателей Новосибирска справедливо отметило, что в творчестве Е.. Стюарт, создавшей ряд интересных произведений, еще прорываются в о т дельных стихах декадентские мотивы. Эстетско-формалистические влияния ста рых поэтических школ имеют место в сти хах Н. Алексеева и сказываются в стихах некоторых молодых поэтов. Собрание ука зало на ошибку редактора сборника «Из новых тетрадей» А. Смердова, пропустив шего отдельные идейно порочные стихи в этот сборник. f Писательская общественность Новоси бирска подвергла суровой и острой критике пьесы Э. Бурановой. Ее пьесы «Голубиное гнездо», «Петушков младший» были сняты с репертуара новосибирских театров, как аполитичные, безидейные, извращенно трак тующие некоторые стороны нашей действи тельности. Однако этот урок, полученный ею после постановлений ЦК партии о р е пертуаре драматически)! театров и о ж ур налах «Звезда» и «Ленинград», ничему не научил Э. Буранову. Н аходясь в плену, взглядов на советскую драматургию, на саждавшихся буржуазными «театроведами» типа Гурвича, Юзовского, Бояджиева и про чих, Э. Буранова в своем творчестве после довательно пользовалась ошибочными, чуж дыми советской драматургии приемами о то бражения советской действительности. В последней своей пьесе «В поисках тигра» Э. Буранова прибегла к этим приемам, ре зультатом чего и явилось искажение со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2