Сибирские огни, 1949, № 2
о романе Семунжина «Алитет уходит в го ры», в котором Левин клеветнически у т верждал , что Семушкин в своем романе продолжает в образах американцев тради ции буржуазного колониального романа. В той ж е закрытой рецензии Е. У сие вич превозносила формалистическое э стет ское стихотворение Л . Мартынова «Н ая ды», опубликование которого было безус ловной ошибкой «Сибирских огней». Н а звав Мартынова «одним из наиболее вы дающихся и интересных наших поэтов», Усиевич заявила, что его заумное формали стическое стихотворение является «един ственным в номере художественным произ ведением», зачеркнув тем самым не только роман С. Маркова, опубликованный в этом номере, но и талантливую вещь майора И. Падерина «159 дней в Сталинграде», получившую высокую оценку на страни цах «Красной Звезды», и другие ценные произведения писателей-сибирякоз. Сибирский писатель А. Коптелов на писал повесть «Снежный пик». И звестный советский критик В. Ермилов охарактеризо вал ее так: «Это — талантливое, подлин но художественное произведение. Герои повести — молодежь. Повесть наполнена поэзией мужества , выносливости, упорства, хладнокровия и дерзкой смелости, красо ты и величия природы... Образ Сталина реет над ними, как вершина всего героиче ского, волевого, направленного на и сследо вание родины, покорение природы, — это он, Сталин, воспитал эту молодежь» . Нашей советской молодежи нужны именно такие повести, которые воспитыва ют ее бодрой, верящей в свое дело , не боя щейся препятствий, готовой преодолеть всякие препятствия. Но какое до этого д ело литературным снобам! Та ж е Усиевич объявила , что ей «неясна мысль повести», в Новосибирской областной газете «Совет ская Сибирь» выступил со статьей критик Л . Левин, который, прибегнув к излюблен ному приему шельмования ценных произве дений под предлогом якобы их нехудож е ственное™, заявил , что ни положительные, ни отрицательные персонажи повести А. Коптелова «не могут быть признаны полноценными образами». Н екая Рашев- ская, разбирая повесть с эстетски-формали- стических позиций, совершенно ее зачерк нула, как художественное произведение. Красноярский писатель С. Сартаков в конце 1947 года опубликовал повесть «Плот идет на север». Э то было одно из первых произведений о послевоенном труде советских людей. Писатель, горячо любящий и понимающий людей, работаю щих на сплаве леса, с настоящим творче ским подъемом показал героическую рабо ту простых советских девушек , которые в очень тяж елы х условиях веду т огромный плот за Полярный круг. В повести есть недостатки. Но в целом это безусловно ценное произведение. Мы видим в нем хо роших советских людей — трудолюбивых, глубоко проникнутых сознанием своего об щественного долга . Но вот в «Литературной газете» вы ступил с клеветническими нападками на нее М. Чарный. «В этом произведении о женщинах, т— нагло заявил он, — нет ни настоящих женщин, ни удивления перед ними». В полном единодушии с Чарным вы ступил против этой повести и Ф. Левин. В д окладе на совещании редакторов област ных журналов и альманахов он заявил то ж е самое, что и Чарный, бездоказательно утверждая , что «образы, которые описаны в повести, ничего интересного собой не представляют». С критикой этой повести с эстетски^ формалистических позиций выступил и без родный космополит Зин. Шатров. Редакция «Сибирских огней» допустила ошибку., предоставив место дл я этой статьи на страницах журнала в разделе «Трибуна чи тателя» . Длительное время на страницах «Си бирских огней» печатался большой роман Константина Седых «Даурия». Это безус ловно значительное патриотическое произ ведение. Но, к а к всякое патриотическое произведение, оно систематически шельмо валось безродными космополитами, в част ности Ф. Левиным. В этом номере журнала мы печатаем статью П. Фатеева, в кото рой дается правильная и вполне заслуж ен ная похвальная оценка романа Конст. С е дых. Критика ж урнала «Сибирские огни» длительное время была отдана «на откуп» Ф. Левину, окопавшемуся в Областной к о миссии и в комиссии по критике в Союзе писателей. В своих . многочисленных обзо рах и докладах о «Сибирских огнях» Л е вин требовал, чтобы журнал равнялся на «прежний уровень». В своих критических, нападках на «Сибирские огни» он обвинял журнал в том, что он «не поднялся до прежнего уровня». М ежду тем, этот «прежний уровень» давно пройден, ориен тироваться на него — это значит не доби ваться дальнейшего развития, роста, а п я титься назад. Этого, собственно, и хотел Ф. Левин. Он старался сбить с правильно го пути сибирских писателей, посеять среди' них неверие в свои силы, дезорганизовать их правильное отношение к жизни. Безродные космополиты пытались вре дить развитию литературы в областях, к ак мы уж е отметили выше, через «закрытые»- рецензии ОГИЗа . Приведем еще один при мер. В 1947 году в Новосибирске вышла книга А: Смердова «В степи Кулундин- ской». Это было, безусловно, удачное про изведение. Газета «Культура и жизнь» писала о нем: «Автор ярко и убедительно показывает, как борется Лысенко за высо кий урожай, преодолевает отсталые на строения некоторых колхозников, находит правильный выход из самых затруднитель ных положений. В очерке правдиво и убе дительно рассказано о замечательных к а чествах передовиков колхозной деревни, об их талантливости , упорстве, их дерзости и творческой инициативе». А вот мы читаем в закрытой рецензии ОГИЗа: «Благодарный материал — опыт работы таких выдающихся людей, как Л ы сенко и Кривошей, — не получил ж елаем о го литературного оформления. Автор внес, много отсебятины, неудачной выдумки, не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2