Сибирские огни, 1949, № 2
30-й года, •— мне бы пришлось растянуть эту статейку от Эривани до Архангельска, от Минска до Владивостока через Киев, Харьков, Новосибирск, заглянуть и в Таш кент, и в Ростов, и во все другие пункты, где более или менее энергично создается новая, советская литература». Особенно успешно начала развиваться литература в областях и краях страны в последние годы, когд а культурный уровень народа еще более возрос и когда партия поставила задачу создания изобилия духов ной культуры . Достаточно назвать произ ведения таких писателей, как сибиряка М. Бубеннова «Белая береза», дальнево сточника В. Ажаева «Далеко от Москвы», кубанца С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» , донбассовца В. Попова «Сталь и шлак». Кроме этих книг, ставших широко и з вестными и особенно любимыми народом, в областях появилось немало других цен ных патриотических произведений, получив ших широкое распространение среди чита телей. Д л я примера укажем на такие про изведения писателей-сибиряков, как роман С. Маркова «Юконский ворон», повесть А. Коптелова «Снежный пик», роман К- Л о коткова «Верность», повесть Алексея К о жевникова «Живая вода», Б. Костюковско- го «Снова весна», С. Сартакова «Плот идет на север», романы К- Седых «Даурия», А. Волошина «Земля Кузнецкая», записки майора И. Падерина «159 дней в Сталин граде», «На берлинском направлении». Нет нужды говорить о том чувстве радости, которое вызывает у советских лю дей бурный рост литературы в областях. «Каждый успех, — говорил тов. Ж д а нов, — к аж дое значительное произведение народ рассматривает, как свою победу». Но к а к относились к этому безродные космополиты? На литературу областей они смотрели барски-пренебрежительно, всяче ски пытались принизить ее значение, ском прометировать ее в глазах читателей, а писателей, работающих на периферии, -сбить с пути. Разумеется , все это они делали, как правило, тихой сапой. Они вели свою тем ную «работу» преимущественно по закры тым каналам: доклады на заседаниях ра з личных комиссий Союза писателей, обзоры на совещаниях по вопросам литературы в областях , закрытые рецензии, которые им заказы вал ОГИЗ , и т. д. Роман В. Ажаева «Далеко от М ос квы» — одно из лучших произведений со ветской прозы 1948 года — безродный ко с мополит Ф. Левин квалифицировал, как безидейньш роман. На обсуждении ж урна ла «Дальний Восток» в Союзе писателей Левин говорил: «Не видно, чтобы автор ставил себе какие-то цели, хотел выразить какое -то свое отношение к чему-то и р е шить какой-то жизненный вопрос... Роман в наших глазах вырождается в описатель ство... В романе нет большой идеи». В 1947 году в советской литературе появилось три романа о студенчестве: «Трое в серых шинелях» Добровольского, «Университет». Г. Коновалова и «Вер ность» К- Локоткова. Все эти три романа заслуживали поддержки, популяризации среди читателей, как патриотические и нужные народу произведения. Но вот тот же Ф. Левин выступил в марте 1948 года на совещании редакторов областных ж у р налов и альманахов с обзором журналов «Сибирские огни» и «Дальний Восток», в котором единым взмахом зачеркнул все эти три произведения. Сделал он это довольно «хитро». Н а звав роман Г. Коновалова произведением, в котором нет образов студентов, и обви нив роман Добровольского в том, что он, якобы, имеет немало недостатков, вплоть до прямых ошибок, Левин противопоставил им роман К- Локоткова, который де «име ет свои немалые преимущества перед этими книгами о студентах». «Опираясь» на роман К. Локоткова, Ф. Левин расправился с произведениями Г. Коновалова и Добровольского, а потом зачеркнул и роман К- Локоткова, обвинив его, как и роман Ажаева, в безидейности, в описательстве. «Автору, — вещал Ф. Л е вин, — нехватает глубокого философского замысла. Все в нем есть: тема становления нашей молодежи, тема родины, тема пат риотизма». Д а , все это есть в романе. Но Левина это и не устраивало. Он требовал, чтобы писатель решал какую-то другую «глав ную проблему», чтобы в его романе был какой-то иной «философский замысел». В 1946 году в «Сибирских огнях» был напечатан роман Сергея Маркова «Юкон ский ворон» — об открытии и изучении русским народом Аляски. Роман появился в дни, когда американские милитаристы особенно активно, занимались превращением Аляски в плацдарм для своих империали стических устремлений. Писатель Тихон Семушкин, один из лучших знатоков на шего Крайнего Севера, написавший велико лепный роман о хищнических устремлени ях американских колонизаторов на Севере, дал следующий, совершенно верный о т зыв о романе: «Автор тепло показывает индейцев и простых русских людей — пря модушных, честных, бескорыстных. Так ж е замечательно обрисована плеяда бле стяще образованных, просвещенных русских мореплавателей, стремившихся всем своим существом к возвеличению своей отчиз ны... Книга С. Маркова возбуждает в чи тателе доброе чувство и глубокое у в аж е ние к своим благородным, мужественным русским предкам большой судьбы. Эта книга патриотична в лучшем смысле этого слова». Роман С. Маркова после опубликова ния его в «Сибирских огнях» был издан в Москве двумя издательствами: «Главсев- морпуть» и «Советский писатель». Но этот патриотический роман был сразу ж е встре чен в штыки критиком Е. Усиевич. В з а крытой рецензии, «организованной» зав еду ющей сектором художественной литерату ры ОГИЗа Гимпелевич, Усиевич пренебре жительно писала, что это «чтиво дл я бла говоспитанных английских девиц». К ак это похоже на «отзыв» Ф. Левина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2