Сибирские огни, 1949, № 2

30-й года, •— мне бы пришлось растянуть эту статейку от Эривани до Архангельска, от Минска до Владивостока через Киев, Харьков, Новосибирск, заглянуть и в Таш ­ кент, и в Ростов, и во все другие пункты, где более или менее энергично создается новая, советская литература». Особенно успешно начала развиваться литература в областях и краях страны в последние годы, когд а культурный уровень народа еще более возрос и когда партия поставила задачу создания изобилия духов ­ ной культуры . Достаточно назвать произ­ ведения таких писателей, как сибиряка М. Бубеннова «Белая береза», дальнево ­ сточника В. Ажаева «Далеко от Москвы», кубанца С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» , донбассовца В. Попова «Сталь и шлак». Кроме этих книг, ставших широко и з­ вестными и особенно любимыми народом, в областях появилось немало других цен ­ ных патриотических произведений, получив­ ших широкое распространение среди чита­ телей. Д л я примера укажем на такие про­ изведения писателей-сибиряков, как роман С. Маркова «Юконский ворон», повесть А. Коптелова «Снежный пик», роман К- Л о ­ коткова «Верность», повесть Алексея К о ­ жевникова «Живая вода», Б. Костюковско- го «Снова весна», С. Сартакова «Плот идет на север», романы К- Седых «Даурия», А. Волошина «Земля Кузнецкая», записки майора И. Падерина «159 дней в Сталин­ граде», «На берлинском направлении». Нет нужды говорить о том чувстве радости, которое вызывает у советских лю ­ дей бурный рост литературы в областях. «Каждый успех, — говорил тов. Ж д а ­ нов, — к аж дое значительное произведение народ рассматривает, как свою победу». Но к а к относились к этому безродные космополиты? На литературу областей они смотрели барски-пренебрежительно, всяче­ ски пытались принизить ее значение, ском­ прометировать ее в глазах читателей, а писателей, работающих на периферии, -сбить с пути. Разумеется , все это они делали, как правило, тихой сапой. Они вели свою тем­ ную «работу» преимущественно по закры ­ тым каналам: доклады на заседаниях ра з ­ личных комиссий Союза писателей, обзоры на совещаниях по вопросам литературы в областях , закрытые рецензии, которые им заказы вал ОГИЗ , и т. д. Роман В. Ажаева «Далеко от М ос­ квы» — одно из лучших произведений со­ ветской прозы 1948 года — безродный ко с ­ мополит Ф. Левин квалифицировал, как безидейньш роман. На обсуждении ж урна­ ла «Дальний Восток» в Союзе писателей Левин говорил: «Не видно, чтобы автор ставил себе какие-то цели, хотел выразить какое -то свое отношение к чему-то и р е ­ шить какой-то жизненный вопрос... Роман в наших глазах вырождается в описатель­ ство... В романе нет большой идеи». В 1947 году в советской литературе появилось три романа о студенчестве: «Трое в серых шинелях» Добровольского, «Университет». Г. Коновалова и «Вер­ ность» К- Локоткова. Все эти три романа заслуживали поддержки, популяризации среди читателей, как патриотические и нужные народу произведения. Но вот тот же Ф. Левин выступил в марте 1948 года на совещании редакторов областных ж у р ­ налов и альманахов с обзором журналов «Сибирские огни» и «Дальний Восток», в котором единым взмахом зачеркнул все эти три произведения. Сделал он это довольно «хитро». Н а ­ звав роман Г. Коновалова произведением, в котором нет образов студентов, и обви­ нив роман Добровольского в том, что он, якобы, имеет немало недостатков, вплоть до прямых ошибок, Левин противопоставил им роман К- Локоткова, который де «име­ ет свои немалые преимущества перед этими книгами о студентах». «Опираясь» на роман К. Локоткова, Ф. Левин расправился с произведениями Г. Коновалова и Добровольского, а потом зачеркнул и роман К- Локоткова, обвинив его, как и роман Ажаева, в безидейности, в описательстве. «Автору, — вещал Ф. Л е ­ вин, — нехватает глубокого философского замысла. Все в нем есть: тема становления нашей молодежи, тема родины, тема пат­ риотизма». Д а , все это есть в романе. Но Левина это и не устраивало. Он требовал, чтобы писатель решал какую-то другую «глав ­ ную проблему», чтобы в его романе был какой-то иной «философский замысел». В 1946 году в «Сибирских огнях» был напечатан роман Сергея Маркова «Юкон­ ский ворон» — об открытии и изучении русским народом Аляски. Роман появился в дни, когда американские милитаристы особенно активно, занимались превращением Аляски в плацдарм для своих империали­ стических устремлений. Писатель Тихон Семушкин, один из лучших знатоков на­ шего Крайнего Севера, написавший велико ­ лепный роман о хищнических устремлени­ ях американских колонизаторов на Севере, дал следующий, совершенно верный о т ­ зыв о романе: «Автор тепло показывает индейцев и простых русских людей — пря­ модушных, честных, бескорыстных. Так ж е замечательно обрисована плеяда бле ­ стяще образованных, просвещенных русских мореплавателей, стремившихся всем своим существом к возвеличению своей отчиз­ ны... Книга С. Маркова возбуждает в чи­ тателе доброе чувство и глубокое у в аж е ­ ние к своим благородным, мужественным русским предкам большой судьбы. Эта книга патриотична в лучшем смысле этого слова». Роман С. Маркова после опубликова­ ния его в «Сибирских огнях» был издан в Москве двумя издательствами: «Главсев- морпуть» и «Советский писатель». Но этот патриотический роман был сразу ж е встре­ чен в штыки критиком Е. Усиевич. В з а ­ крытой рецензии, «организованной» зав еду ­ ющей сектором художественной литерату ­ ры ОГИЗа Гимпелевич, Усиевич пренебре­ жительно писала, что это «чтиво дл я бла ­ говоспитанных английских девиц». К ак это похоже на «отзыв» Ф. Левина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2