Сибирские огни, 1949, № 2
ного космополитизма пускают в ход импе риалисты против демократии, против про грессивных сил мира, против народов, бо рющихся за свою национальную независи мость и свободу, за победу идей социализ ма над идущим к своей гибели капитали стическим строем. Буржуазный космополи тизм в данное время является крайним вы ражением реакционной агрессивной фаши ствующей идеологии антидемократического, империалистического лагеря. Космополитствующие и эстетствующие критики, подвизавшиеся в нашей театраль ной и литературной критике, пытаясь при низить, охаять и исказить творческие д о стижения нашей советской литературы, тем самым стремились подорвать доверие прогрессивного человечества к социализму, ослабить морально-политическое единство нашего народа-созидат^ля, опорочить свя щенные патриотические чувства советских людей. И тем самым безродные космополи ты, антипатриоты играли своими подлыми вылазками на руку международной реак ции, лили воду на дьявольскую мельницу поджигателей новой мировой войны. Вот почему наша партия, весь наш на род так сурово и гневно пригвоздили к позорному столбу кучку презренных кри- тиков-антипатриотов. Вот почему так необ ходимо со всей непримиримостью и беспо щадностью до конца изобличить и разгро мить в корне ядовитые проявления буржу азного космополитизма, эстетско-формали стские вылазки, в каких бы формах они ни выражались в нашей литературе и искус стве, в культуре и науке. Свою неприязнь к советскому народу и его великим творческим достижениям кри- тики-антипатриоты, безродные космополиты и буржуазные эстеты злопыхательски вы ражали в нападках именно на те произве дения нашей литературы , в которых пока зывались новые черты советских людей, воспитанных большевистской партией, но вые и свойственные только нашему социа листическому строю жизни стороны дей ствительности. Так критики-антипатриоты дружно ополчились против партийных, по казывающих ведущую роль партии, идейно полноценных пьес наших драматургов А. Софронова, А. Сурова, Н. Вирты и дру гих, против патриотических произведений о советских людях Б. Полевого, С. Бабаев ского и других прозаиков, против патрио тических, полных живой жизни поэм А. Недогонова, IT. Грибачева и других. Вместе с тем, буржуазные космополи ты, гнилые эстеты-формалисты типа Гурви- ча,., Данина с радостью подхватывали идей ные срывы, отклонения от социалистиче ского реализма в творчестве некоторых на ших писателей, стремясь увести их в бо лото антинародной буржуазной идеологии. Так, эти эстетствующие критики превозно сили, расхваливали идейно-порочные, д ек а дентско-упадочнические мотивы в творче стве поэтов М. Алигер, П. Антокольского, О. Бергольц и некоторых других. Под видом критики художественных недостатков и несовершенства формы про изведений нашей литературы, безродные космополиты, эстеты-формалисты протаски вали клеветнические измышления о якобьг художественной неполноценности нашей ли тературы, при этом превознося изощренные, лишенные жизненной правды и силы, фор малистические, декадентские образцы со временной буржуазной литературы Запада. Потерявшие связь со своим народом, с родной культурой, безродные отщепенцы и снобы ориентировали советских писателей на учебу мастерству не у великих русских национальных классиков, а у зарубежных жрецов буржуазного искусства. Д а и с а мих наших национальных гениев—Пушкина, Толстого, Горького, Маяковского — бур жуазные космополиты кощунственно, к л е ветнически рассматривали лишь как носи телей западной культуры , как сумму влия ний на них западно-европейских литератур. Стремясь опорочить и вытравить из со ветской литературы ее патриотические, на циональные черты, безродные критики-кос мополиты в первую очередь направляли свои злопыхательские выпады против вели кой и ведущей для всех советских наро дов русской классической и современной советской литературы, против ее очевидно го влияния и на судьбы мировой литера туры. Безродный космополит и антипатриот Субоцкий в своем озлоблении против рус ского, национального в нашей культуре до ходил до издевательского обвинения на шей советской литературы в национально- ограниченном, «квасном», патриотизме, в примитивности патриотических чувств ге роев нашей литературы. Зловредно, издевательски третируя многие произведения писателей народов, СССР, критики-космополиты с особым зло пыхательством и пренебрежением относи лись к русской советской литературе, ра з вивающейся в областях и краях Россий ской федерации. ^ Одной из прекрасных особенностей на шей советской литературы является то, что она растет и развивается повсеместно, во всех республиках, в каждой области, в каждом крае нашей огромной страны. О с новоположник советской литературы А. М. Горький придавал большое значение росту литературы в областях. Он считал это «великим культурно-революционным д е лом». Отдельные критики и издательства не дооценивали раньше областную литературу. Это глубоко возмущало Алексея Максимо вича. В 1930 году в статье «О литературе» он требовал:- «Не игнорировать областной литературы и прессы». На Всесоюзном съезде писателей в 1934 году он говорил: «Нам необходимо обратить внимание на ли тературу областей, особенно Восточной и Западной Сибири, вовлечь ее в круг нашего внимания, печатать в журналах центра, учитывать ее значение, как организатора культуры». Благодаря постоянной заботе, чуткой 1помощи и направляющему руководству партии, литература в нашей стране растет всюду, где живет и работает советский человек. Ещ е в 1930 году Горький с удов летворением отмечал: «Если бы я писал от чет о значительных , книгах, созданных д у хом революции за десятилетие, — 20-й и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2