Сибирские огни, 1949, № 2

ного космополитизма пускают в ход импе­ риалисты против демократии, против про­ грессивных сил мира, против народов, бо­ рющихся за свою национальную независи­ мость и свободу, за победу идей социализ­ ма над идущим к своей гибели капитали­ стическим строем. Буржуазный космополи­ тизм в данное время является крайним вы ­ ражением реакционной агрессивной фаши­ ствующей идеологии антидемократического, империалистического лагеря. Космополитствующие и эстетствующие критики, подвизавшиеся в нашей театраль­ ной и литературной критике, пытаясь при­ низить, охаять и исказить творческие д о ­ стижения нашей советской литературы, тем самым стремились подорвать доверие прогрессивного человечества к социализму, ослабить морально-политическое единство нашего народа-созидат^ля, опорочить свя ­ щенные патриотические чувства советских людей. И тем самым безродные космополи­ ты, антипатриоты играли своими подлыми вылазками на руку международной реак ­ ции, лили воду на дьявольскую мельницу поджигателей новой мировой войны. Вот почему наша партия, весь наш на­ род так сурово и гневно пригвоздили к позорному столбу кучку презренных кри- тиков-антипатриотов. Вот почему так необ­ ходимо со всей непримиримостью и беспо­ щадностью до конца изобличить и разгро­ мить в корне ядовитые проявления буржу­ азного космополитизма, эстетско-формали­ стские вылазки, в каких бы формах они ни выражались в нашей литературе и искус­ стве, в культуре и науке. Свою неприязнь к советскому народу и его великим творческим достижениям кри- тики-антипатриоты, безродные космополиты и буржуазные эстеты злопыхательски вы­ ражали в нападках именно на те произве­ дения нашей литературы , в которых пока­ зывались новые черты советских людей, воспитанных большевистской партией, но­ вые и свойственные только нашему социа­ листическому строю жизни стороны дей ­ ствительности. Так критики-антипатриоты дружно ополчились против партийных, по­ казывающих ведущую роль партии, идейно полноценных пьес наших драматургов А. Софронова, А. Сурова, Н. Вирты и дру ­ гих, против патриотических произведений о советских людях Б. Полевого, С. Бабаев ­ ского и других прозаиков, против патрио­ тических, полных живой жизни поэм А. Недогонова, IT. Грибачева и других. Вместе с тем, буржуазные космополи­ ты, гнилые эстеты-формалисты типа Гурви- ча,., Данина с радостью подхватывали идей­ ные срывы, отклонения от социалистиче­ ского реализма в творчестве некоторых на­ ших писателей, стремясь увести их в бо­ лото антинародной буржуазной идеологии. Так, эти эстетствующие критики превозно­ сили, расхваливали идейно-порочные, д ек а ­ дентско-упадочнические мотивы в творче­ стве поэтов М. Алигер, П. Антокольского, О. Бергольц и некоторых других. Под видом критики художественных недостатков и несовершенства формы про­ изведений нашей литературы, безродные космополиты, эстеты-формалисты протаски­ вали клеветнические измышления о якобьг художественной неполноценности нашей ли­ тературы, при этом превознося изощренные, лишенные жизненной правды и силы, фор­ малистические, декадентские образцы со­ временной буржуазной литературы Запада. Потерявшие связь со своим народом, с родной культурой, безродные отщепенцы и снобы ориентировали советских писателей на учебу мастерству не у великих русских национальных классиков, а у зарубежных жрецов буржуазного искусства. Д а и с а ­ мих наших национальных гениев—Пушкина, Толстого, Горького, Маяковского — бур­ жуазные космополиты кощунственно, к л е ­ ветнически рассматривали лишь как носи­ телей западной культуры , как сумму влия­ ний на них западно-европейских литератур. Стремясь опорочить и вытравить из со­ ветской литературы ее патриотические, на­ циональные черты, безродные критики-кос­ мополиты в первую очередь направляли свои злопыхательские выпады против вели ­ кой и ведущей для всех советских наро­ дов русской классической и современной советской литературы, против ее очевидно­ го влияния и на судьбы мировой литера­ туры. Безродный космополит и антипатриот Субоцкий в своем озлоблении против рус ­ ского, национального в нашей культуре до ­ ходил до издевательского обвинения на ­ шей советской литературы в национально- ограниченном, «квасном», патриотизме, в примитивности патриотических чувств ге ­ роев нашей литературы. Зловредно, издевательски третируя многие произведения писателей народов, СССР, критики-космополиты с особым зло ­ пыхательством и пренебрежением относи­ лись к русской советской литературе, ра з ­ вивающейся в областях и краях Россий­ ской федерации. ^ Одной из прекрасных особенностей на­ шей советской литературы является то, что она растет и развивается повсеместно, во всех республиках, в каждой области, в каждом крае нашей огромной страны. О с­ новоположник советской литературы А. М. Горький придавал большое значение росту литературы в областях. Он считал это «великим культурно-революционным д е ­ лом». Отдельные критики и издательства не­ дооценивали раньше областную литературу. Это глубоко возмущало Алексея Максимо­ вича. В 1930 году в статье «О литературе» он требовал:- «Не игнорировать областной литературы и прессы». На Всесоюзном съезде писателей в 1934 году он говорил: «Нам необходимо обратить внимание на ли ­ тературу областей, особенно Восточной и Западной Сибири, вовлечь ее в круг нашего внимания, печатать в журналах центра, учитывать ее значение, как организатора культуры». Благодаря постоянной заботе, чуткой 1помощи и направляющему руководству партии, литература в нашей стране растет всюду, где живет и работает советский человек. Ещ е в 1930 году Горький с удов ­ летворением отмечал: «Если бы я писал от­ чет о значительных , книгах, созданных д у ­ хом революции за десятилетие, — 20-й и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2