Сибирские огни, 1949, № 2
рую грузинскую землю, могучую красоту ее природы и великие дела ее людей, — тружеников и творцов. Такого рода творческое заимствование материала дл я произведения писателем од ного народа из жизни другого братского народа является еще одним из д ок а за тельств нерушимой сталинской дружбы между всеми* народами Советского Союза. История народов, осмысление прошлого помогают полнее понять силу и значение этой великой дружбы. Тема исторических судеб народов нашей Родины всегда зани мала в советской литературе почетное ме сто. В списке произведений 1948 года, удостоенных Сталинской премии, имеются такие, которые разрабатывают историче скую тему. С большой художественной силой и выразительностью К. Федин в своей дило гии, состоящей из романов «Первые радо сти» и «Необыкновенное лето», рассказыва ет о событиях предреволюционных лет и описывает события, происходящие летом 1919 года, когда весь народ Советской России поднялся на защиту молодой Р е с публики против белогвардейцев и интер вентов. Конст. Федин рисует широкую карти ну борьбы народа, руководимого великой партией Ленина—Сталина, за свою нацио нальную свободу и независимость. Писатель подвергает уничтожающей критике обывателей, чья жизнь не связана с большими и серьезными вопросами жизни страны, и вызывает у читателя горячую любовь к тем своим героям, которые отда ют жизнь на благо народа, к кристально чистым и благородным руководителям масс — большевикам. Сила и величие русского народа вдох новили писателя В. Саянова на создание крупного исторического романа «Земля и небо». Героями этого романа являются пер вые русские летчики, участники мировой войны 1914 года. В. Саянов воссоздает героические картины прошлого нашего на рода, когда русским летчикам приходилось летать на. несовершенных машинах и все- таки они одерживали победу над более сильным, лучше вооруженным противником. Идея давнишней, веками освященной дружбы грузинского народа с русским на родом выражена в драматических произве дениях Сандро Шаншиашвили, который по лучил Сталинскую премию за три истори ческие драмы: «Арсен», «Герои Крцаниси» и «Имеретинские ночи». Эта же идея дружбы с русским наро дом и ясное представление того огромного •значения, которое имел и имеет русский на род для развития культуры других наро дов, населяющих нашу Родину, характери зует творчество многих писателей и поэтов братских республик. Казахский писатель Мухтар Ауэзов написал прекрасный роман «Абай» — о жизни великого казахского поэта XIX века Абая Кунанбаева. Классик казахской лите ратуры Абай Кунанбаев хорошо понимал роль русского народа в развитии культуры своего народа. С любовью и уважением от носился он к наследству русских поэтов Пушкина, Лермонтова, искренно признавал ся русскому революционному интеллигенту- Михайлову, что понял неоценимые качест ва русских, которые точно взяли его, к а за ха Абая, за руку, повели на вершину, по казали оттуда стоянки всех народов, всех времен и объяснили, что все люди — со родичи, пусть хоть дальние. Рисуя широкую картину жизни к а зах ского народа, М. Ауэзов показывает, что сила Абая, как поэта, гуманиста и «бунта ря», в неразрывной и глубокой связи с самим народом, с трудящимся людом, жившим под двойным гнетом баев и чинов ников царского правительства, но, несмотря на это, полным внутреннего богатства д у ховных сил. Только при советском строе жизни нашли свое развитие духовные качества казахского народа. Доказательством этого* является самый роман М. Ауэзова — весьма значительное художественное событие со ветской литературы. Великую роль русского народа, под нявшего к жизни малый народ Чукотки, обреченный при царизме на вымирание, по к азал в романе «Алитет уходит в горы» писатель Т. Семушкин. Т. Семушкин ри сует пробуждение чукчей под влиянием советской власти, которую приносят на Чукотку коммунисты Никита Лось и Андрей Ж уков . Коммунисты освобождают чукчей от местных эксплоататоров, каким предстает в романе Алитет, и от всех ко лонизаторов типа бессовестного обманщи ка, лишенного малейшего чувства справед ливости и человечности, американца Том сона. Коммунисты несут народам свободу и счастье. Отлично выразил эту мысль народный поэт Белоруссии Якуб Колас: Идут не с тем, чтоб в рабство взять! И дут стремительней потока, Идут народу счастье дать. Так пишет он в поэме «Хата рыбака»,, повествующей о воссоединении белорус ского народа в единой семье братских на родов Советского Союза. Якуб К о лас показывает, что пробуждению к но вой жизни его герой — батрак Данила Смыка обязан Сталинской Москве. Москва, советский народ воодушевля ют на строительство1новой жизни героев латышского писателя В. Лациса, развер нувшего в романе «Буря» эпическую кар тину жизни Латвии и борьбы латышского народа под руководством коммунистической партии за свержение фашистской диктату ры и установление советской власти. В ро мане «Буря» дан широкий охват событий, выведено много действующих лиц, показа ны самые различные слои населения. В. Лацис разоблачает буржуазных космо политов, показывая связь этих предателей интересов народа с англо-американскими империалистами и утверждая мысль о том, что путь к счастью трудящихся Латвии лежит только через дружбу латышского народа со всем советским народом, строя щим коммунизм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2