Сибирские огни, 1949, № 2

рую грузинскую землю, могучую красоту ее природы и великие дела ее людей, — тружеников и творцов. Такого рода творческое заимствование материала дл я произведения писателем од ­ ного народа из жизни другого братского народа является еще одним из д ок а за ­ тельств нерушимой сталинской дружбы между всеми* народами Советского Союза. История народов, осмысление прошлого помогают полнее понять силу и значение этой великой дружбы. Тема исторических судеб народов нашей Родины всегда зани­ мала в советской литературе почетное ме­ сто. В списке произведений 1948 года, удостоенных Сталинской премии, имеются такие, которые разрабатывают историче­ скую тему. С большой художественной силой и выразительностью К. Федин в своей дило ­ гии, состоящей из романов «Первые радо ­ сти» и «Необыкновенное лето», рассказыва­ ет о событиях предреволюционных лет и описывает события, происходящие летом 1919 года, когда весь народ Советской России поднялся на защиту молодой Р е с ­ публики против белогвардейцев и интер­ вентов. Конст. Федин рисует широкую карти­ ну борьбы народа, руководимого великой партией Ленина—Сталина, за свою нацио­ нальную свободу и независимость. Писатель подвергает уничтожающей критике обывателей, чья жизнь не связана с большими и серьезными вопросами жизни страны, и вызывает у читателя горячую любовь к тем своим героям, которые отда ­ ют жизнь на благо народа, к кристально чистым и благородным руководителям масс — большевикам. Сила и величие русского народа вдох­ новили писателя В. Саянова на создание крупного исторического романа «Земля и небо». Героями этого романа являются пер­ вые русские летчики, участники мировой войны 1914 года. В. Саянов воссоздает героические картины прошлого нашего на­ рода, когда русским летчикам приходилось летать на. несовершенных машинах и все- таки они одерживали победу над более сильным, лучше вооруженным противником. Идея давнишней, веками освященной дружбы грузинского народа с русским на­ родом выражена в драматических произве­ дениях Сандро Шаншиашвили, который по­ лучил Сталинскую премию за три истори­ ческие драмы: «Арсен», «Герои Крцаниси» и «Имеретинские ночи». Эта же идея дружбы с русским наро­ дом и ясное представление того огромного •значения, которое имел и имеет русский на­ род для развития культуры других наро­ дов, населяющих нашу Родину, характери­ зует творчество многих писателей и поэтов братских республик. Казахский писатель Мухтар Ауэзов написал прекрасный роман «Абай» — о жизни великого казахского поэта XIX века Абая Кунанбаева. Классик казахской лите­ ратуры Абай Кунанбаев хорошо понимал роль русского народа в развитии культуры своего народа. С любовью и уважением от­ носился он к наследству русских поэтов Пушкина, Лермонтова, искренно признавал­ ся русскому революционному интеллигенту- Михайлову, что понял неоценимые качест­ ва русских, которые точно взяли его, к а за ­ ха Абая, за руку, повели на вершину, по­ казали оттуда стоянки всех народов, всех времен и объяснили, что все люди — со ­ родичи, пусть хоть дальние. Рисуя широкую картину жизни к а зах ­ ского народа, М. Ауэзов показывает, что сила Абая, как поэта, гуманиста и «бунта­ ря», в неразрывной и глубокой связи с самим народом, с трудящимся людом, жившим под двойным гнетом баев и чинов­ ников царского правительства, но, несмотря на это, полным внутреннего богатства д у ­ ховных сил. Только при советском строе жизни нашли свое развитие духовные качества казахского народа. Доказательством этого* является самый роман М. Ауэзова — весьма значительное художественное событие со­ ветской литературы. Великую роль русского народа, под­ нявшего к жизни малый народ Чукотки, обреченный при царизме на вымирание, по­ к азал в романе «Алитет уходит в горы» писатель Т. Семушкин. Т. Семушкин ри­ сует пробуждение чукчей под влиянием советской власти, которую приносят на Чукотку коммунисты Никита Лось и Андрей Ж уков . Коммунисты освобождают чукчей от местных эксплоататоров, каким предстает в романе Алитет, и от всех ко ­ лонизаторов типа бессовестного обманщи­ ка, лишенного малейшего чувства справед­ ливости и человечности, американца Том­ сона. Коммунисты несут народам свободу и счастье. Отлично выразил эту мысль народный поэт Белоруссии Якуб Колас: Идут не с тем, чтоб в рабство взять! И дут стремительней потока, Идут народу счастье дать. Так пишет он в поэме «Хата рыбака»,, повествующей о воссоединении белорус­ ского народа в единой семье братских на­ родов Советского Союза. Якуб К о ­ лас показывает, что пробуждению к но­ вой жизни его герой — батрак Данила Смыка обязан Сталинской Москве. Москва, советский народ воодушевля­ ют на строительство1новой жизни героев латышского писателя В. Лациса, развер­ нувшего в романе «Буря» эпическую кар ­ тину жизни Латвии и борьбы латышского народа под руководством коммунистической партии за свержение фашистской диктату ­ ры и установление советской власти. В ро­ мане «Буря» дан широкий охват событий, выведено много действующих лиц, показа­ ны самые различные слои населения. В. Лацис разоблачает буржуазных космо­ политов, показывая связь этих предателей интересов народа с англо-американскими империалистами и утверждая мысль о том, что путь к счастью трудящихся Латвии лежит только через дружбу латышского народа со всем советским народом, строя­ щим коммунизм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2