Сибирские огни, 1949, № 2
л яет лучшие качества энергичного, страст ного борца за счастье народа. Он подни мает колхозников своей станицы, а затем и других, окружающих станиц на борьбу за грандиозный пятилетний план района. Сер гей Тутаринов вырастает из рядового к о л хозника в государственного деятеля ленин ско-сталинского типа, проделывая путь, ти пичный для советских людей, воспитанных большевистской партией. Сергея Тутаринова окружают люди, умеющие реально мечтать о будущем и научившиеся действовать, как хозяева сво ей жизни. С. Бабаевский показывает, как широко, по-государственному решают ко л хозники вопросы строительства, как про-, буждается активность народных масс, дви жимых чувством советского патриотизма, и как стираются грани между городом и деревней при социализме. О новых чувствах в сердцах советских крестьян, о новых взаимоотношениях м еж ду людьми колхозной деревни, о борьбе нового со старым рассказывают также : ро ман писателя-сибиряка Е. Мальцева «От всего сердца», повести «Заря» Ю. Лаптева, «Весна в Сакене» абхазского писателя Г. Гулиа и «Золототысячник» украинского прозаика И . Рябокляча. Во всех этих произведениях раскры вается новый характер колхозного труда, говорится о том, как тесно связывают кол хозники свою работу на полях с передовой агробиологической наукой. Н аука заняла в жизни советского кре стьянина большое место. Н а эту тему ср е ди книг, удостоенных Сталинской премии в 1948 году, имеется интересная книга В. Сафонова «Земля в цвету». Она пред ставляет собой сборник очерков, часть ко торых знакомит с трудами корифеев био логической науки — Дарвина, Тимирязева, Докучаева , Вильямса, Мичурина, Лысенко, а другая часть содержит описание дости- жений передовых колхозников, Героев Со циалистического Труда. Эта очерковая книга примыкает непо средственно к художественным произведе ниям о деревне, в которых такж е расска зывается о передовых людях полей, нераз рывно связавших свою работу с мичурин ской наукой. Книги о послевоенной колхозной д е ревне объединяет еще одна черта, харак терная для советского строя жизни, общность интересов жизни разных уголков нашей страны. П усть действие протекает где-нибудь очень далеко от центра страны, пусть ме сто действия отделяют от всего окружаю щего мира девять горных перевалов и во семь речек, как это обстоит с абхазским местечком Саксн. Все равно, и там люди действуют воедино со всем советским на родом, и пульс жизни маленького Сакена бьется в унисон социалистической Москве. Эту мысль отлично выражает Г. Гулиа своей небольшой, исключительно поэтичной и яркой повестью «Весна в Сакене». С ек ретарь райкома Морозов, к которому герой повести, новатор-колхозник Кесоу Мирба приходит за советом, говорит такие слова: «Живите и работайте так, словно жи вете и работаете в Москве, рядом со Сталиным». И жители Сакена, сердцем чувствуя единство своих дел с делами великого Со ветского Союза, действительно, живут и работают так, словно от Москвы их не отделяют ни бурные реки, ни страшные пе ревалы, ни тысячи километров расстояния. О таком единстве советских народов, о законах дружбы и братства, объединяю щих все народы СССР с великим русским народом, рассказывают и произведения кир гизского писателя т. Сыдыкбекова — «Лю ди наших дней», эстонского прозаика Г. Леберехта — «Свет в Коорди» и латыш ской писательницы А. Саксе — «В гору». Рисуя широкую картину жизни киргиз ского народа, т. Сыдыкбеков показал, как в процессе социалистической перестройки сельского хозяйства расцвели все духовные силы людей наших дней, — когда каждый стал богатырем. Г. Леберехт и А. Саксе, каждый по-своему, но одинаково правдиво и взволнованно отобразили переход от с та рого собственнического мира к колхозному строю в странах Прибалтики. То, что бы ло не под силу крестьянам в одиночку, оказывается возможным для коллектива, и крестьяне эстонского селения Коорди, о б ъ единившись в колхоз, начинают успешное наступление на страшное Змеиное болото, а в латышской деревне, организовав пер вый колхоз, крестьяне называют его «В го ру», так как знают, что идут по единствен но верному пути, указанному им больше вистской партией. Роль большевистской партии в жизни колхозной деревни очень ярко показана во всех произведениях советских писателей. Сила коммунистов — их целеустремлен ность, активность и инициатива, умение в е сти за собой массу — мобилизует окруж а ющих людей. С настоящей художественной убеди тельностью показал умение нашей партии воспитывать людей писатель Ю. Лаптев в повести «Заря». Выведенный в ней секре тарь колхозной партийной организации Иван Торопчин, которому принадлежит ог ромная организационная роль в деле подъ ема колхоза «Заря», относится к великой когорте большевиков сталинской закалки. Образ большевика, организатора и вос питателя масс стоит в центре • поэмы Н. Грибачева «Весна в «Победе». Парторг Зернов — душа колхоза, партийная со весть людей. Тяжело больной, он в конце поэмы умирает, но дела его продолжают жить и память о нем, как о борце за дело коммунизма, бессмертна. Символом его бессмертия является дорога, когда-то по строенная по его инициативе и получившая название Зерновского большака. Оптимистично и приподнято звучат сло ва, завершающие поэму: ...и скоростью вёрсты рвущий — пой, ветер пути, в ушах!.. В просторы, как в день грядущий, Зерновский летел большак.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2