Сибирские огни, 1949, № 2

М. КОЛОБКОВ . Кузбасс завтра В наиболее тяж елы е годы Отечествен­ ной войны, когда наша южная кочегарка — Донбасс, занятая подлым захватчиком, вре­ менно погасла для нас, Кузбасс был глав ­ ной топливной базой Союза ССР. В период, когда врагу удалось захватить не только промышленный Юг, но и Московский угольный бассейн, шахтеры Кузбасса бес­ перебойно обеспечивали страну топливом. В маши дни Кузбасс успешно выполняет свою долю в пятилетием плане восстанов­ ления и развития народного хозяйства СССР и переходит на собственную ж е л е ­ зорудную базу. Основным ядром всего хозяйственного организма Кузбасса является каменный уголь. Занимая ведущее место в топливном балансе Западной Сибири, кузнецкий уголь вместе с тем является важнейшим сырьем для целого ряда отраслей Кузнецкого про­ мышленного района. Уголь или продукты его переработки используются в самых р а з ­ личных производственных процессах и во всех отраслях индустрии Кузбасса. Каменный уголь является основой для крупной коксохимической промышленности Сталинска и Кемерово. На Кемеровском коксохимическом з а ­ воде и в коксохимическом цехе Кузнецко­ го металлургического завода уголь, пре­ вращаясь в кокс, дает в виде отхЬдов кок ­ совый газ и смолу. Кемеровский азотно-туковый завод ши­ роко использует этот газ, наиболее ценным элементом которого является водород. К о к ­ совый газ — одновременно и прекрасное топливо, которое используется для про­ мышленных целей в металлургическом про­ изводстве и на электростанциях. Водород коксового газа и каменно­ угольная смола — настоящий хлеб химиче­ ской промышленности. Все ж е главнейшее место в народном хозяйстве Кузбасса и всей Западной Сиби­ ри принадлежит углю как топливу. Угольный Кузбасс — вторая всесоюз­ ная кочегарка, питающая высококачествен­ ным топливом промышленность, транспорт и города Западной Сибири, Урала, К а зах ­ стана и республик Средней Азии. Большая часть кузнецких углей (70 процентов всех поставок) потребляется в Западной Сиби­ ри, в ее крупных промышленных центрах — Сталинске, Кемерово, Новосибирске, Том­ ске, Барнауле, Рубцовске, Омске и Тюме­ ни, а такж е самым грузонапряженным участком Сибирской железнодорожной ма­ гистрали между Кузбассом и Уралом. Так же, как в предвоенные и военные годы, крупным потребителем кузнецких углей яв ­ ляется и Урал, промышленность которого использует, преимущественно, коксующие­ ся угли. Кузнецкий угольный бассейн, обеспечи­ вая на 80—85, проц. коксующимися углями всю черную металлургию восточной части СССР, с каждым годом повышает свой удельный вес в общей угледобыче Совет­ ского Союза. По основным энергоэкономическим х а ­ рактеристикам (по обеспеченности энерге­ тическими ресурсами и экономике их освое­ ния) Западная Сибирь во главе с К у збас ­ сом принадлежит, по определению академи­ ка А. В. Винтера, к первой, ведущей груп­ пе районов Советского Союза. Современный Кузбасс — уникальный энергоиндустриальный центр страны. П о своей производственной специализации это энерго-металлургический комплекс с ши­ роким развитием машиностроения. Богатейшие природные ресурсы сырья (уголь, железная руда , химсырье, лес) со­ четаются в К узбассе с широким развитием перерабатывающих производств. Д л я размещения социалистической про­ мышленности в Кузбассе и в смежных с ним районах Западной Сибири важное зна ­ чение имеет близость сырья. Это условие позволяет ликвидировать нерациональные далекие перевозки. Экономия, получаемая от этого, увеличивает фонды накопления в народном хозяйстве и повышает возмож­ ность расширенного социалистического вос­ производства. В ряду других важных отраслей ин­ дустрии Кузнецкого бассейна, кроме мощ­ ной угольной промышленности, находятся такж е электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая промышленность и машиностроение, занимающие очень вид­ ное место в общесоюзном производстве. За годы сталинских пятилеток, в пе­ риод Отечественной войны и в годы пос­ левоенного развития произошли коренные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2