Сибирские огни, 1948, № 2

Книга, которую нужно написать Пути сообщения по мощным, широко разветвленным речным системам имели важную роль в истории Сибири. По реч­ ным дорогам шло расселение народов в древней Сибири, по рекам пришла в Си­ бирь дружина Ермака, по рекам продвига­ лись на Восток, к Тихому океану русские землепроходцы, на речных путях заклады­ вались крепости и городки — опорные пункты русской культуры в Сибири. Позднее сибирские реки стали служить путями для укрепления торговых и поли­ тических связей России с восточными и южными соседями — Китаем, Монголией и среднеазиатскими государствами. И. Ф. Кильбургер' (XVII век) в главе «О ки­ тайской торговле» пишет, что «продолже­ нию этой торговли оказывает немалую ус­ лугу длинная река Иртыш». Из Тобольска вверх по Иртышу совершил одно из>пер­ вых путешествий в Китай русский посол Федор Байков. Впоследствии путь в Китай несколько изменился, но тоже пролегал по водным путям через Тобольск, Самарово, Кеть, Енисейск и т. д.2 Не уменьшается, а, пожалуй, увеличивается значение сибир­ ских рек, как торговых путей и в после­ дующее время. Путешественник Эрман, посетивший Тобольск в 1829 году, отме­ чает в своем путевом дневнике: «Торгов­ ля Тобольска важна и обширна. Торг рус­ скими и другими европейскими товарами всегда почти бывает весною, когда реки, свободные от льда, облегчают сближение с сибирскими городами. Из сих городов, в особенности из Иркутска и с китайской границы, приходят в Тобольск к концу лета барки, нагруженные рыбой и разными сибирскими и китайскими товарами»^. Но в XIX веке сообщения по водным магистралям Сибири уже не могут пол­ ностью удовлетворить ни сибирскую адми­ нистрацию, ни сибирских купцов. Возни­ кает вопрос об устройстве в Сибири раз­ ветвленной сети шоссейных дорог. Около 15 лет идут изыскания. В Сибири работа­ ют три дорожных экспедиции. Практиче­ ского результата они не достигают. Си­ бирь попрежнему остается с единствен­ ным сухопутным трактом, тонкой нитью протянувшимся через огромную террито­ рию, и с водными путями, медлительность передвижений по которым уже перестает отвечать запросам сибирской буржуазии. Кризис этот находит разрешение в новом виде транспорта, который делает возмож­ ным более интенсивное использование ста­ ринных водных путей — речном пароход­ стве. Сибирскому речному пароходству более 1 И. Кильбургер. «Краткое известие о русской торговле», Киев, 1915 г., стр. 153. 2 Этим путем проследовал в Китай в 1675 г. русский посол Спафарий. 3 «Северная пчела», № _218, 1831 г. ста лет,4 но история его еще не написа­ на. Материалы по развитию пароходства на реках Сибири рассеяны по многим пе­ риодическим изданиям и архивам. Недав­ но инженером управления Нижне-Иртыш­ ского пароходства Б. Д. Головиным была сделана попытка дать связный очерк истории пароходства в Обь-Иртышском бассейне®. Попытку эту нужно признать неудачной. Брошюра грешит такими серьез­ ными недостатками и пробелами, что да ­ же подзаголовок «Краткий очерк» не спа­ сает ее. Картина получается не только не полной, но и искаженной, историческая перспектива — ложной, выводы, которые сделает читатель брошюры о путях и ха­ рактере развития пароходства в Сибири, — неверными. Остановимся на некоторых наиболее существенных недостатках брошюры. Б. Д. Головиным обойден такой серьез­ нейший вопрос, как роль иностранного ка­ питала в развитии сибирского пароходства. Автор брошюры несколько раз упоминает об иностранных фирмах и заводах, выполнив­ ших заказы сибирских пароходовладель- цев, но ничего не говорит об отрицатель­ ном характере этой иностранной «помощи», авантюрности действий иностранцев в Си­ бири, авантюрности, доходившей до безза­ стенчивого грабежа. Между тем, вопрос этот имеет важнейшее значение в истории Сибири, и без правильного освещения его картина неминуемо будет искажена. Дело в том, что, наряду с захватом рынков ^ бы ­ та, золотых приисков, земель, наряду с постройкой заводов и фабрик, иностран­ ны э капиталисты стремились прибрать к рукам и пути сообщения в Сибири. Тен­ денция эта уходит в далекое прошлое. Еще в XVII веке тобольскому воеводе Куракину пришлось закрыть ямальский волок и поставить на нем охрану, «чтобы она немецких людей на Енисей и в Ман- газею отнюдь никак не пропускала и с ними не торговала, и дорог им ни на ко ­ торые места не указывала»®. Это меро­ приятие было вызвано угрозой захвата иностранцами морских путей в Сибирь, а затем и с севера Сибири. Подобного рода попытки производятся иностранцами и в последующие века. Лазутчики иностран­ ного капитала проникают в Сибирь и под видом путешественников, и под маркой ученых, и просто как торговые люди. Они пристально изучают богатства Сибири и возможности захвата в свои руки путей, ведущих к ним. В XIX веке, когда для 4 Первый пароход на Туре появился в 1838 г. з Б. Д. Головин. История парового су­ доходства в Обь-Иртышском бассейне. (Краткий очерк). Омск, 1947, стр. 28, изд. газ. «Советский Иртыш». 6 Миллер Г. История Сибири. Том II, приложение }16,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2