Сибирские огни, 1948, № 2
Нетрудно увидеть из этих примеров, чис ло которых, к сожалению, можно увели чить, что изобразительные средства автора пока довольно ограничены. И это, бесспор но, снижает художественную ценность по. вести. Очерк К- I ромовой «Подвиг крестьяни на Пурика» знакомит читателя с Героем Социалистического Труда, председателем колхоза «Украинец», Красноярского края Николаем Калистратовичем Пуриком. Уме. лый организатор, толковый и опытный хо зяин, прекрасно знающий местные условия, Н. К- Пурик добился со своими колхозни ками огромных успехов в борьбе за высо кий урожай в 1946 году, за что и получил высшую награду — звание Героя Социа листического Труда. К- Громова поставила перед собой сложную задачу — показать, как шел к своему замечательному подвигу сибир ский хлебороб. Она начинает очерк инте ресными зарисовками, выявляющими в ней способность к острому живому диалогу, к лаконичной и выразительной фразе. Но до вести до конца начатое К- Громова не сумела. Вторая половина очерка носит сле ды ^спешки, поверхностности, захлебываю щейся скороговорки. Очерк заполняется стандартными, заштампованными фразами, кусками, состоящими из цифр, как будто переписанных из сухих отчетов о колхо. зах-передовиках. Очерк явно недоработан. Еще более отрицательное впечатление складывается от рассказа Елены Карана- товой «Трактористы». Тема этого рассказа актуальна, сюжет прост: заболел тракторист, некому пахать, девушки из полеводческой бригады волну ются, так как под угрозой срыва находит ся обязательство, взятое ими перед рай оном. Они просят своего бригадира — Сашу Королеву — поговорить с только что приехавшим домой фронтовиком Гри горием, ее женихом и бывшим трактори стом. Но из разговора с Григорием Саша выясняет, что он совсем не намерен рабо тать, приехал отдохнуть, отпраздновать с Сашей свадьбу, а затем собирается пере ехать на юг, в город. Разочарованная в любимом человеке, Саша отправляется в соседнюю МТС за трактористом. Но, воз вращаясь после безрезультатных хожде ний назад, она еще издали слышит в поле рокот мотора, а когда подходит ближе, видит за рулем трактора Григория. «Саша поняла все. Но, затаив радость, насмешливо спросила: — А как ж е фрукты? — Мы вырастим их здесь, — ответил, улыбаясь, Григорий». Концовка рассказа приведена дословно. Герой улыбнулся, героиня все поняла. Меньще всех понимает читатель. Почему так легко, по мановению руки автора Елены Каранатовой, исправился к концу рассказа Григорий? Или он просто цошу. тил над Сашей, заявив, что собирается на юг, к фруктам? Но зачем ему надо было расстраивать бедную девушку такой вы думкой? Да, впрочем, и не заметно, чтобы он шутил! Но тогда совсем не веришь в происшедшую с ним перемену, столь не обходимую для того, чтобы вышел рас . сказ. Поэзия .в .альманахе представлена сти хами трех поэтов: Игнатия Рождествен ского, Вл. Фролова и хакасского поэта Ив. Котюшева. Игнатий Рождественский напечатал «Рассказ в стихах» — «Старый звеньевой», о старике, который « е . хочет выходить из строя тружеников и возвращается на наш. ню к своему звену, — и два маленьких стихотворения: «Енисейское море» и «Пу тевые огни». Технически все эти вещи сделаны хоро шо, хочется только заметить, что «Путе вые огни» своим ритмическим строем и си стемой образов невольно вызывают в па мяти бальмонтовские напевы. Вл. Фролов опубликовал два стихогво. рения: «День Победы» и «Песня о Ени сее». Енисей, Енисей, над волною твоей Разлилась необъятная ширь... Ты, как море, широк, Ты могуч и глубок, Нашей русской земли богатырь! — восклицает поэт, любуясь великой сибир ской рекой. Песня звучит тоже широко и могуче. Уже в течение нескольких лет ее поют на берегах Енисея — от Красно ярска до Заполярья. Стихи Ив. Котюшева «Аб&кан» и «Тай га» в переводах Т. Ряннеля отражают ду мы и настроения хакаса, восхищенного огромными прербразованиями, которые произошли в его крае благодаря совет ской власти и партии большевиков. Литературной жизни КраснояР<:кого края, новым книгам, вопросам развития искусства посвящены помещенные в аль манахе статьи К- П. Абросенко «О зада чах работников литературы и искусства», И. Николаева «О начинающих авторах», И. Давыденко «Межобластная выставка художников Сибири» и рецензия А. Сани на на книгу Н. Устиновича «В тайге». Какой же вывод можно сделать из ска занного? Очевидно, что далеко не все опублико ванное в четвертой книге альманаха «Ени сей» вообще достойно появления на свет. Это означает, что редакция недостаточ но требовательно отнеслась к произведе ниям, которым предоставила страницы своего литературно-художественного аль манаха. В благородном стремлении — как можно полнее отражать жизнь родного края! — редакция, повидимому, пошла' на компромисс с требованиями подлинного искусства, явно делая «скидку на пери- ферийность». К)рий С А Л Ь Н И К О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2