Сибирские огни, 1948, № 2
Отрицательные персонажи выведены не сколько односторонне. Черные краски яв но перелиты через край. Конечно, эгоизм определяет все поступки Владимира и лег ко соглашаешься со сценами, в которых он предстает мелким, ничтожным челове ком. Но вот представьте такую ситуацию. Поздним вечером Ольга уходит с лесо пункта, намереваясь пробраться к месту своей экспедиции. Об этом узнает Андрей. Он понимает, какая опасность угрожает девушке в тайге ночью. Взволнованный, он бросается ей на помощь. В этот момент появляется Владимир. Происходит следую щий разговор: «АНДРЕИ . Владимир Александрович, идемте сейчас же со мной! ВЛАДИМИР . Куда? В чем дело? Объ ясните. . . ^ АНДРЕЙ . В тайгу. Искать Ольгу Сер геевну. Она заблудилась. ВЛАДИМИР. Вы шутите! Как заблу дилась? „ , АНДРЕЙ . Очень просто. Идемте скорее! ВЛАДИМИР . Но я не знаю тайги. Ку да же я пойду? АНДРЕЙ (зло рассмеявшись). Я пошу тил над вами. Круто повернувшись, Андрей уходит один. Владимир пожимает плечами». Очевидно, по замыслу автора этот ко роткий эпизод должен до конца раскрыть гнусную природу Владимира: даже призыв спасать любимую девушку не нашел в его сердце никакого отзвука. На это может оказаться способным только совершенно бесчувственный негодяй, каким Владимир себя и показал. Но автор не ограничивается этим. Он еще больше сгущает краски. Согласитесь, что прежде чем признать человека негодяем, необходимо убедиться в этом основательно. В данном случае раз говор Андрея и Владимира идет в таком быстром темпе, что немудрено в чем-то и не разобраться. И, естественно, прежде чем обвинять Владимира в бесчеловечно сти можно предположить, что он чего-то не понял. Словом, естественнее всего, еще раз объяснить Владимиру, что от него тре буется, и уж после вторичного, не вызы вающего больше никаких сомнений, отка за. зло рассмеяться, повернуться и уити. Однако, по воле автора Андрей делает все это значительно раньше, не доводя разговора до его логического завершения. Это лишает сцену той внутренней силы, той художественной правды, которая убеж дает нас в жизненности написанного. «Смотрите, не спутайте!» — как будто призывает читателей Сергей Сартаков. Даж е все персонажи пьесы знают, что Владимир отрицательный тип. Они не счи тают нужным что-либо объяснять ему лишний раз, так как заранее уверены в бесполезности этого, потому что знают, ка кой он отъявленный подлец!» Излишне доказывать, что подобный прием не помогает созданию характеров, а наоборот, приводит к схематизму. Сергей Сартаков не всюду пользуется этим приемом. В основном, характеры пер сонажей его пьесы вылеплены рельефно. Тем досаднее становится, когда встреча ешь этот прием. Пьеса «Песня над рекой» имеет подза головок «Литературный вариант». Этим подзаголовком объясняется не только некоторая неприспособленность от дельных кусков пьесы для сценического воплощения, но также особая любовь С. Сартакова к распространенным авторским ремаркам, которые разрастаются у него чуть ли не на целую страницу, превраща ясь в своего рода «лирические увертюры», предшествующие каждой картине. С повестью «Солдатская медаль» вы. ступил А. Нижегородов. А. Нижегородов — не писатель-профес сионал. Он журналист, газетный работник. Как автор художественного произведения — по крайней мере такого, объемистого— он выступает впервые. Просто и непритязательно рассказывает А. Нижегородов историю владельца меда, ли «За отвагу» № 28976. При этом вы не только знакомитесь с храбрым, мужествен ным и находчивым снайпером.сибиряком Егором Бобровым, но успеваете даже при выкнуть к нему. Вы с интересом следите за его судьбой, с большой симпатией от носитесь к его фронтовым товарищам стар шему сержанту Хромову, Прокопию Яков левичу, Васе. Но повесть написана неровно. Наиболее сильными оказываются те куски, в кото рых автор ограничивается простым изло жением совершающихся событий, бурных и увлекательных по своему содержанию. Но как только А. Нижегородов вынужден художественно воспроизводить обстановку места действия, рисовать внешний облик героя или пейзаж — его рука теряет твер дость. Нагромождается масса мелких де талей, но не создается цельного образа. Вот начало одной из глав: «Ясным июньским утром по обочине су хой, пыльной дороги, мимо безлюдных, разоренных войной деревень, мимо зарос ших бурьяном, заброшенных пашен шел русский солдат. Росту он был среднего, плечист и плотен. На нем были пожелтев шие, выцветшие на солнце гимнастерка и брюки. Обут он был в солдатские ботин ки с черными обмотками. Через плечо прилажена шинель вскатку. На спине по коился вещевой мешок, наполненный не обходимым солдатским имуществом. Из рядно поношенная, стираная пилотка при крывала стриженную под машинку круг лую русую голову солдата. У него было добродушное лицо и ясные серые глаза». А вот буквально через одну страницу однотипное описание другого солдата: «У солдата — маленькая стриженая го лова... На вид солдату — лет сорок пять- Он был среднего роста. Красноармейская гимнастерка и цвета хаки молескиновые штаны, черные обмотки и желтые ботинки дополняли его внешность».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2