Сибирские огни, 1948, № 2

Когда вернешься ты с добычею обратно И, радуясь удаче трудовой, У очага родного согреваясь, Закуришь трубку отдыхая И взглянешь На тот портрет, Что нынче с нами всюду, — Сними свою обветренную шапку И, поклонясь на запад, Скажи за все: — Спасибо, Великий Друг Народов! Думается, что критики наши* по досто­ инству оценят переводческую деятель­ ность А. Ольхона, заслуживающую самого пристального внимания. Хочется также до ­ бавить, что Иркутское областное изда­ тельство, не в пример некоторым другим областным издательствам, проявило надле­ жащее внимание к творчеству поэта. Кни­ ги А. Ольхона, изданные в Иркутске, оп­ рятно и со вкусом оформлены. Однотомник «Байкал» хорошо отредак­ тирован, снабжен подробной био-библио- графической справкой и пояснителем мест­ ных сибирских слов (сибиризмов). Сергей ВАСИЛЬЕВ. Четвертая книга альманаха „Енисей " 1 В 1947 году в Красноярске вышла оче­ редная, четвертая книга литературно-худо. жественного альманаха «Енисей». Красноярские писатели из года в- год стараются наиболее полно отражать в сво­ ем альманахе жизнь родного края. Это ха­ рактеризует все книги «Енисея» — от пер­ вой до последней. В четвертой книге мы находим: очерк о Героз Социалистического Труда—пред­ седателе одного из красноярских колхо­ зов, повесть о солдатах-сибиряках, рассказ э колхозниках; мы знакомимся с песней об Енисее, со стихами об Абакане, перено­ симся с героями пьесы на берег реки в та ­ ежную глушь, наконец, из целого ряда статей узнаем о работе писателей-красно- ярцев, о начинающих авторах, о художни- ках-сибиряках. Интересно, даже увлека­ тельно рассказывается в небольшом очер­ ке Н. Установила об открытии краснояр­ ским геологом Медведковым богатого ме, сторождения железных руд в дебрях При, ангарья. Другими словами, все двенадцать авто­ ров, представленных в альманахе, в самых различных жанрах пишут о своем крае, о его природе, о его людях и их делах. Наиболее значительной вещью из опуб­ ликованных в разбираемой книге мы счи­ таем пьесу Сергея Сартакова «Песня над рекой». Действие ее происходит в тайге, на бе­ регу большой реки, куда для работы на лесозаготовках приезжают окончившие ин­ ститут молодые инженеры. Основой драма­ тического конфликта является борьба, ко­ торая разгорается между новаторами про­ изводства, молодыми инженерами (к ним примыкает также Андрей Окладников, при­ ехавший сюда годом раньше) и людьми отсталыми, привыкшими работать по-ста- ринке (директор леспромхоза Зубарев, тех­ норук Колосов — практик без образова­ ния, кичащийся своим тридцатилетним стажем работы). 1 «Енисей» — литературно-художествен, ный альманах. Книга 4-я. Красноярское краевое издательство. 1947 год. Эта основная линия осложняется други­ ми: так, например, молодой инженер Вла­ димир Ростанский оказывается эгоистом, шкурником, думающим не о том, как луч . ше работать, а о том, как полегче прове­ сти в этой глуши два обязательных года. Фактически в борьбе двух групп он зани­ мает место на стороне отрицательных пер­ сонажей. При этом он всеми силами стре­ мится повлиять в дурную сторону на де­ вушку, которую любит, уговаривая ее от­ казаться от самостоятельной работы и со­ гласиться на роль простого статистика в конторе. В свою очередь эта девушка — Ольга— связана давней любовью с положительным героем Андреем Окладниковым. Еще пять лет назад, в институте, их разъединила пропасть: он, «без памяти влюбленный в Сибирь», звал Ольгу в тайгу, но она за­ явила, что никуда из Москвы не двинет­ ся и «Москву на Сибирь, даж е на Сибирь с ним вместе не променяет». Теперь они встретились именно в тайге. Честная, жаждущая настоящего творче­ ского труда, но менее сильная духом, чем приехавшая с ней ее подруга Валентина, Ольга в конце концов приходит к выводу о необходимости работать здесь, в тайге, по-настоящему, как требует от молодого советского специалиста его долг. — А почему, в самом деле, осваивать тайгу, будить эту вот глушь должны дру­ гие, а мы, получившие образование на на­ родные деньги, можем пристроиться в сто­ лице и смотреть на это со стороны? — говорит она Владимиру. В последней сцене «широким волную­ щим сердце разливом приближается и гре­ мит над рекой песня». И Валентина гово­ рит, что именно такую песню — «чистую, ликующую, свободную, солнечными луча­ ми пронизанную» — ей и хотелось услы­ шать над вольной рекой. Общий тон пьесы жизнерадостный, свет­ лый. Однако, не все принимаешь в ней, как должное.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2