Сибирские огни, 1948, № 2
Ему нравится, видимо, фиолетовый цвет. И поэтому он пишет: — Фиолетовое небо быстро темнело. — Лежали поздние, фиолетовые, перехо дящие в чернь ночи, сумерки. — Фиолетовым копьем, направленным в гущу горных хребтов, вытянулось послед нее облако. Ему нравится слово вдохновение. И по сему следует: — Лица девчат, складно поющих труд ную мелодию вальса, были вдохновенно серьезными. — Глаза девчат светились вдохнове нием. — Он любовался вдохновенным блеском вариных глаз. Ему нравится слово задумчивость. И мы читаем: — Ирина Даниловна, женщина лет тридцати, с тихим задумчивым лицом. — Она шла по кругу с той же ласковой задумчивой улыбкой. — Она задумчиво подперла щеку рукой. — Александр видел ее спокойный за думчивый профиль. — Нет... — задумчиво ответила Варя. Ему нравится жест повести плечом. И вот: — Варя... ничего ему не сказала, толь ко повела плечом. — Как сказать, — повела плечом Ири на Даниловна. — Ирина Даниловна зябко повела пле чом. — Это не подвиг, — повела плечом Ирина Даниловна. Он нашел такое определение — косы дождя. И, пожалуйста: — Уже протянулись к земле серые косы дождя. — Косы дождя, как плотный занавес, заслонили Верещагинский мыс. — Серые косы дождя не поспевали за ним. — И вдруг оборвалась коса дождя. Сидя с девушкой, герой плывет в неве домой выси. Когда спит, неведомая сила уносит его к обликам. Когда думает, «он уносится мыслью ку да-то далеко-далеко, потом, вдруг, в голо вокружительном падении приближается к воспоминаниям недавних дней, и снова взметывается ввысь». Прямо-таки не человек, а нечто косми ческое, под ногами которого даже облака грохочут! К сожалению, в творчестве Сартакова это уже не новость. В его же пьесе «Пес ня над рекой» есть такое место: герой от правляется на поиски героини, которая заблудилась в тайге хотя ни он, ни она в этих краях раньше не бывали, тем не менее, он ее находит, причем происходит это, согласно авторской ремарке, при сле дующих обстоятельствах: «Ветер шумит, качаются деревья. Блески молний. Возникают далекие звуки. Крик приближается: «ого-го-го!». Он прибли жается, становится слышнее, отчетливее. Вот уже где-то в конце распадка. И вме сте с тем нарастает шум бури. Ольга вска кивает, бросается на крик. Цепляется эт валежник. Падает. Озаренный блеском? молнии, появляется Андрей. Подхватывает Ольгу на руки. Раскатистый удар грома,, греск сломанного бурей дерева. Сцена по гружается во тьму». Сцена из «Короля Лира» — не меньше? А, между тем, речь идет о простых со ветских людях, о которых можно и долж но было рассказать без всех этих бен гальских огней, пестро размалеванной бу тафории и грома жестяных листов за сце ной. Этот «озаренный блеском молний* Андрей — родной брат Александра, кото рый «неведомой силой» уносится к обла кам, а затем, падая, разламывает их но гами. Читатель вправе спросить: как же со гласовать все эти замечания с тем, чт® было сказано выше, — об одаренности Сартакова? Из чего же это, собственно, видно? Ответим: в повести Сартакова есть искренние, взволнованные и по-настояще му правдивые страницы. Очень хороши та кие, например, эпизоды, как спуск плота в Осиновском пороге, разговор Евсея Мар- келыча с пороговским радистом, сцена у рыбаков, переговоры Вари с начальни ком рейда и все следующие за ней эпизо ды — вплоть до концовки вещи, о кото рой мы уже упоминали. Если Сартаков может так писать, — значит, данные длж полноценного творчества у него есть. Но. эти данные надо развивать. А беда Сар- такова именно в том, что он их не раз вивает и нередко предпочитает итти пу тем наименьшего сопротивления. И отсюда — все его пороки и недо статки. Но может ли Сартаков работать так, как. это требуется от настоящего мастера? Ес ли бы не мог, не стоило бы вообще о нем говорить. Но в том-то и дело, что он мо жет писать лучше, чем он пишет сейчас И у нас на этот счет имеется бесспорное доказательство. В том же 1947 году, когда напечатана? была его повесть «Плот идет на север»,, он выпустил книжку рассказов «Село да лекое». Есть в этой книжке неплохие ве щи, в частности, маленький рассказ «Селе- далекое». Но немало и в этой книжке сло весного шлака, вроде такого, например,, пейзажа: «Затянутая легкой вуалью обла ков, луна мягким сияньем обливала задум чиво стоящие сосны, и черные тени от них как часовые стрелки на циферблате, мед ленно перемещались по сугробам». Или*, «всходила белесая, похожая на зубок ч е с нока, луна». Все это, конечно, очень плохо и претен циозно. Но не об этом мы хотим сейчас гово рить. Мы хотим отметить другое. В книж ке помещен отрывок из повести «Плотг идет на север». Если сравнить этот отры вок в том его виде в каком он опублико ван в книжке,—с тем, как он выглядит в» повести, можно увидеть, что Сартаков над. ним основательно поработал. Кое-что уб>~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2