Сибирские огни, 1948, № 2

Ему нравится, видимо, фиолетовый цвет. И поэтому он пишет: — Фиолетовое небо быстро темнело. — Лежали поздние, фиолетовые, перехо­ дящие в чернь ночи, сумерки. — Фиолетовым копьем, направленным в гущу горных хребтов, вытянулось послед­ нее облако. Ему нравится слово вдохновение. И по­ сему следует: — Лица девчат, складно поющих труд­ ную мелодию вальса, были вдохновенно серьезными. — Глаза девчат светились вдохнове­ нием. — Он любовался вдохновенным блеском вариных глаз. Ему нравится слово задумчивость. И мы читаем: — Ирина Даниловна, женщина лет тридцати, с тихим задумчивым лицом. — Она шла по кругу с той же ласковой задумчивой улыбкой. — Она задумчиво подперла щеку рукой. — Александр видел ее спокойный за ­ думчивый профиль. — Нет... — задумчиво ответила Варя. Ему нравится жест повести плечом. И вот: — Варя... ничего ему не сказала, толь­ ко повела плечом. — Как сказать, — повела плечом Ири­ на Даниловна. — Ирина Даниловна зябко повела пле­ чом. — Это не подвиг, — повела плечом Ирина Даниловна. Он нашел такое определение — косы дождя. И, пожалуйста: — Уже протянулись к земле серые косы дождя. — Косы дождя, как плотный занавес, заслонили Верещагинский мыс. — Серые косы дождя не поспевали за ним. — И вдруг оборвалась коса дождя. Сидя с девушкой, герой плывет в неве­ домой выси. Когда спит, неведомая сила уносит его к обликам. Когда думает, «он уносится мыслью ку­ да-то далеко-далеко, потом, вдруг, в голо­ вокружительном падении приближается к воспоминаниям недавних дней, и снова взметывается ввысь». Прямо-таки не человек, а нечто косми­ ческое, под ногами которого даже облака грохочут! К сожалению, в творчестве Сартакова это уже не новость. В его же пьесе «Пес­ ня над рекой» есть такое место: герой от­ правляется на поиски героини, которая заблудилась в тайге хотя ни он, ни она в этих краях раньше не бывали, тем не менее, он ее находит, причем происходит это, согласно авторской ремарке, при сле­ дующих обстоятельствах: «Ветер шумит, качаются деревья. Блески молний. Возникают далекие звуки. Крик приближается: «ого-го-го!». Он прибли­ жается, становится слышнее, отчетливее. Вот уже где-то в конце распадка. И вме­ сте с тем нарастает шум бури. Ольга вска­ кивает, бросается на крик. Цепляется эт валежник. Падает. Озаренный блеском? молнии, появляется Андрей. Подхватывает Ольгу на руки. Раскатистый удар грома,, греск сломанного бурей дерева. Сцена по­ гружается во тьму». Сцена из «Короля Лира» — не меньше? А, между тем, речь идет о простых со­ ветских людях, о которых можно и долж ­ но было рассказать без всех этих бен­ гальских огней, пестро размалеванной бу тафории и грома жестяных листов за сце­ ной. Этот «озаренный блеском молний* Андрей — родной брат Александра, кото­ рый «неведомой силой» уносится к обла­ кам, а затем, падая, разламывает их но­ гами. Читатель вправе спросить: как же со­ гласовать все эти замечания с тем, чт® было сказано выше, — об одаренности Сартакова? Из чего же это, собственно, видно? Ответим: в повести Сартакова есть искренние, взволнованные и по-настояще­ му правдивые страницы. Очень хороши та ­ кие, например, эпизоды, как спуск плота в Осиновском пороге, разговор Евсея Мар- келыча с пороговским радистом, сцена у рыбаков, переговоры Вари с начальни­ ком рейда и все следующие за ней эпизо­ ды — вплоть до концовки вещи, о кото­ рой мы уже упоминали. Если Сартаков может так писать, — значит, данные длж полноценного творчества у него есть. Но. эти данные надо развивать. А беда Сар- такова именно в том, что он их не раз­ вивает и нередко предпочитает итти пу­ тем наименьшего сопротивления. И отсюда — все его пороки и недо­ статки. Но может ли Сартаков работать так, как. это требуется от настоящего мастера? Ес­ ли бы не мог, не стоило бы вообще о нем говорить. Но в том-то и дело, что он мо­ жет писать лучше, чем он пишет сейчас И у нас на этот счет имеется бесспорное доказательство. В том же 1947 году, когда напечатана? была его повесть «Плот идет на север»,, он выпустил книжку рассказов «Село да ­ лекое». Есть в этой книжке неплохие ве­ щи, в частности, маленький рассказ «Селе- далекое». Но немало и в этой книжке сло­ весного шлака, вроде такого, например,, пейзажа: «Затянутая легкой вуалью обла­ ков, луна мягким сияньем обливала задум­ чиво стоящие сосны, и черные тени от них как часовые стрелки на циферблате, мед­ ленно перемещались по сугробам». Или*, «всходила белесая, похожая на зубок ч е с ­ нока, луна». Все это, конечно, очень плохо и претен­ циозно. Но не об этом мы хотим сейчас гово­ рить. Мы хотим отметить другое. В книж­ ке помещен отрывок из повести «Плотг идет на север». Если сравнить этот отры­ вок в том его виде в каком он опублико­ ван в книжке,—с тем, как он выглядит в» повести, можно увидеть, что Сартаков над. ним основательно поработал. Кое-что уб>~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2