Сибирские огни, 1948, № 2

ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ Зин . ШАТРОВ Литература требует мастерства Пятнадцать лет тому назад, в 1933 году, в своей статье «О прозе» А- М. Горький писал: «Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература, это —• искусство пластического изображе­ ния посредством слова». В том же году, в статье «О социалистическом реализме» Горький еще раз напоминал нашим писате лям, что «техника литературной работы сводится — прежде всего — к изучению языка, основного материала всякой книги, а особенно беллетристической». Вопрос о языке художественной литера­ туры был очень частой темой горьковских выступлений. Гениальный мастер слова, он неустанно звал молодых писателей к глу­ бокому изучению богатств родного русско­ го языка, подчеркивая, что этот язык «соз­ дал в Европе 19-го века, быть может, са ­ мую мощную литературу» и что «опираясь на эту литературу, читатель имеет право требовать такой ясности слова, фразы, ко­ торые могут быть даны только силою это­ го языка, ибо покамест—только он способен создавать картины подлинной художест­ венной правды, только он способен придать образу пластичность и почти фи­ зическую видимость и ощутимость». Конечно, работа над языком — это труд, который требует от писателя огромных усилий. Маяковский писал: «Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словес­ ной руды». Если обратиться к истории создания лучших произведений русской литературы, воочию можно убедиться, сколько было переплавлено «словесной ру­ ды» в поисках того ясного, точного и силь­ ного слова во всем блеске его красочно­ сти и звучания, которое позволило нашей литературе создавать образы «почти физи­ ческой видимости и ощутимости». Не может и не должно быть такого пи­ сателя в нашей советской литературной среде, для которого горьковский завет о внимании к языку не был бы законом. Од­ нако, еще не мало есть литераторов, кото­ рые пренебрегают им. В качестве примера — остановимся на работе красноярского прозаика Сергея Сар- такова, за которым, видимо, начинает уже устанавливаться репутация одного из луч­ ших молодых мастеров литературной Си­ бири. Нет спора: Сартаков — человек ода­ ренный. Но одаренность сама по себе еще литературной судьбы писателя не решает. Вспомним замечание Горького о том, что «часто человек, несмотря на всю свою эмо­ циональную талантливость, обнаруживает слабость своего технического вооружения для культурной работы» и что «особенно^ часто и резко эта слабость заметна в об­ ласти литературной работы». В конце прошлого года Сартаков напе­ чатал повесть «Плот идет на север». Сартаков рассказывает в этой повести с - героической работе простых сибирских де ­ вушек, которые в очень тяжелых условиях, сплавляют плот от Ангары до Полярного круга. Писатель хорошо знает природу ве­ ликой северной реки, любит и понимает людей, о которых он пишет, по-настояще­ му знаком с техникой сплавного дела. Отдельные эпизоды повести, особенно во второй ее части, написаны с настоящим творческим подъемом и огоньком. Сцена прибытия парохода — прекрасно найденная концовка, которая производит на читателя сильное впечатление, разрешая напряжен­ ное нарастание событий радостным и ма­ жорным аккордом. Но если тема интересна, материал инте­ ресен, если писатель говорит о своих ге­ роях с чувством искреннего волнения —■ чего же еще требовать от молодого лите­ ратора? Увы! Остается еще одно обстоятельство, которое, несмотря на тему, материал и са­ мые искренние чувства писателя, может оказать самое печальное влияние на худо­ жественное качество его произведения. Это — язык. Вспомним, что литература, по оп­ ределению А. М. Горького, которое мы выше цитировали, это — «искусство пла­ стического изображения посредством сло­ ва». Еще и еще раз со всей остротой вста­ ет вопрос о «техническом вооружении пи­ сателя, о его литературном мастерстве и основе основ этого мастерства — об уме­ нии выплавить из «словесной руды» силь­ ное, точное и ясное слово, способное соз­ дать образы «почти физической видимости и ощутимости» и «подлинной художествен­ ной правды». Вот этим-то умением Сергей Сартаков в должной мере еще не обладает, хотя, как известно, он пишет и печатается уже не первый год. И как бы ни был он «эмоцио­ нально талантлив», слабость его «техниче­ ского вооружения» мстит за себя. Сартаков начинает свою повесть так: . «В серой мгле ночи плескалась река. Ти­ хий рокот ее едва достигал вершины ска­ лы, куда взобралась девушка. Она стояла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2