Сибирские огни, 1948, № 2
ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ Зин . ШАТРОВ Литература требует мастерства Пятнадцать лет тому назад, в 1933 году, в своей статье «О прозе» А- М. Горький писал: «Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература, это —• искусство пластического изображе ния посредством слова». В том же году, в статье «О социалистическом реализме» Горький еще раз напоминал нашим писате лям, что «техника литературной работы сводится — прежде всего — к изучению языка, основного материала всякой книги, а особенно беллетристической». Вопрос о языке художественной литера туры был очень частой темой горьковских выступлений. Гениальный мастер слова, он неустанно звал молодых писателей к глу бокому изучению богатств родного русско го языка, подчеркивая, что этот язык «соз дал в Европе 19-го века, быть может, са мую мощную литературу» и что «опираясь на эту литературу, читатель имеет право требовать такой ясности слова, фразы, ко торые могут быть даны только силою это го языка, ибо покамест—только он способен создавать картины подлинной художест венной правды, только он способен придать образу пластичность и почти фи зическую видимость и ощутимость». Конечно, работа над языком — это труд, который требует от писателя огромных усилий. Маяковский писал: «Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словес ной руды». Если обратиться к истории создания лучших произведений русской литературы, воочию можно убедиться, сколько было переплавлено «словесной ру ды» в поисках того ясного, точного и силь ного слова во всем блеске его красочно сти и звучания, которое позволило нашей литературе создавать образы «почти физи ческой видимости и ощутимости». Не может и не должно быть такого пи сателя в нашей советской литературной среде, для которого горьковский завет о внимании к языку не был бы законом. Од нако, еще не мало есть литераторов, кото рые пренебрегают им. В качестве примера — остановимся на работе красноярского прозаика Сергея Сар- такова, за которым, видимо, начинает уже устанавливаться репутация одного из луч ших молодых мастеров литературной Си бири. Нет спора: Сартаков — человек ода ренный. Но одаренность сама по себе еще литературной судьбы писателя не решает. Вспомним замечание Горького о том, что «часто человек, несмотря на всю свою эмо циональную талантливость, обнаруживает слабость своего технического вооружения для культурной работы» и что «особенно^ часто и резко эта слабость заметна в об ласти литературной работы». В конце прошлого года Сартаков напе чатал повесть «Плот идет на север». Сартаков рассказывает в этой повести с - героической работе простых сибирских де вушек, которые в очень тяжелых условиях, сплавляют плот от Ангары до Полярного круга. Писатель хорошо знает природу ве ликой северной реки, любит и понимает людей, о которых он пишет, по-настояще му знаком с техникой сплавного дела. Отдельные эпизоды повести, особенно во второй ее части, написаны с настоящим творческим подъемом и огоньком. Сцена прибытия парохода — прекрасно найденная концовка, которая производит на читателя сильное впечатление, разрешая напряжен ное нарастание событий радостным и ма жорным аккордом. Но если тема интересна, материал инте ресен, если писатель говорит о своих ге роях с чувством искреннего волнения —■ чего же еще требовать от молодого лите ратора? Увы! Остается еще одно обстоятельство, которое, несмотря на тему, материал и са мые искренние чувства писателя, может оказать самое печальное влияние на худо жественное качество его произведения. Это — язык. Вспомним, что литература, по оп ределению А. М. Горького, которое мы выше цитировали, это — «искусство пла стического изображения посредством сло ва». Еще и еще раз со всей остротой вста ет вопрос о «техническом вооружении пи сателя, о его литературном мастерстве и основе основ этого мастерства — об уме нии выплавить из «словесной руды» силь ное, точное и ясное слово, способное соз дать образы «почти физической видимости и ощутимости» и «подлинной художествен ной правды». Вот этим-то умением Сергей Сартаков в должной мере еще не обладает, хотя, как известно, он пишет и печатается уже не первый год. И как бы ни был он «эмоцио нально талантлив», слабость его «техниче ского вооружения» мстит за себя. Сартаков начинает свою повесть так: . «В серой мгле ночи плескалась река. Ти хий рокот ее едва достигал вершины ска лы, куда взобралась девушка. Она стояла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2