Сибирские огни, 1948, № 2
санях, его досчатые стенки вибрировали от ударов мотора. — Электростанция! В станции-вагончике был всего один че ловек. Стук мотора мешал нам разговари вать, заглушая голоса. Мы объяснялись сначала только жестами, кивками головы. Но вскоре человек остановил свою стан цию. — Надо дать время бригадам очистить топорами сучья, — пояснил он. Перерыв был короткий, мы успели толь ко узнать, что наш новый знакомый — ме ханик электростанции. Зовут его Петр Иванович Быков. Ему еще нет тридцати лет. С 1939 года он служил в армии и д е мобилизовался только в декабре 1945. В стране началось тогда новое строительст во. В лес прислали механизмы. Быков кон чил курсы и с июня 1946 года стал рабо тать механиком передвижной электростан ции. — Электропилы в лесу появились у нас только после войны, •— пояснил Быков и, показав пальцем на мотор, пошутил: — Я 1035-й механик в стране. На металлической дощечке, укрепленной на моторе электростанции, была надпись: «Ликинский механический завод № 1035. Год выпуска 1947». Петр Быков распахнул дверцу вагончи ка д взмахнул флажком. Это — сигнал мо тористам электропил: «Приготовьтесь, включаю ток!» Вновь застучал мотор, из трубы выско чил первый дымок, по кабельной сети по шел ток. Когда мы подошли к мотористу Роману Сергееву — потомственному лесорубу, его пила уже врезалась в толстый ствол д е рева и входила в него, как в мягкий ку сок сыра. Помощник моториста — дочь Сергеева, Матрена Романовна — уперлась в дерево валочной вилкой, вдавив ее в чешуйчатую кору. Электропила звенела, на снег летели мелкие опилки. Прошло двадцать—тридцать секунд: в средине де рева что-то хрустнуло. Дерево дрогнуло и, покачиваясь, повалилось. Моторист и помощник отскочили от дерева и, не от рывая от него глаз, стали пятиться по протоптанному снегу. Сосна разметнула ветви, рассыпала пушистые хлопья снега и тотчас же рухнула; затрещали сучья, с земли взвилась фонтаном снежная пыль. По снегу полз по лесосеке черный кабель. Он привел нас к другому мотористу — Михаилу Шепелеву, бывшему солдату- пехотинцу. Вчера Шепелев со своей брига дой заготовил 149 кубометров. Это огром ная цифра. В январе один моторист в ар хангельском лесу заготовил со своей бригадой за сутки 129 кубометров. О нем с восторгом писали все газеты. Когда мы подошли к Шепелеву, он рас кряжевывал лес, размечал его двухметро вой меркой. Богатые леса растут в Тими рязевской даче: здесь и строительный лес, и пиловочник, и шпальник, и крепеж. Нынче особенно много должна дать Ти мирязевка крепежного леса — для Куз басса. У ног Шепелева лежала пихта. Говорят — это любимое дерево шахтеров. Ее кла дут для поперечного крепления, и она всегда своевременно предупреждает горня ков о грозящей опасности. Не выдержива ют стойки, надвигается обвал, первой по дает голос пихта: волокна ее трескаются, по шахте разносится звучный выстрел,: словно из пистолета. — Берегись, человек! Шепелев размерял пихту на крепежник, легкими, короткими движениями делал записи и пускал свою пилу на всю длину полотна. Пихта лежала спокойно и, каза лось, сама подставляла человеку свои- круглые бока. В конце лесосеки мы встретили Григо рия Ушка лова. Он стоял на взрыхленном1 снегу высокий, плечистый и, как все вели каны, кротко улыбался. На нем была ар мейская фуфайка и рукава ее едва дости гали запястья рук. В этой скромной своей фуфайке Ушка лов, вероятно, прошел мно гие страны. Но, наверное, нигде не испы тывал такой радости, как вот сейчас, ког да он стоит, широко расставив кряжистые ноги, на своей земле. Он обвел взглядом окружавшие нас деревья и радостно, ска- зал: — Баской у нас лес! Самобытное сибирское слово—««баской» он произнес как-то особенно вкусно, явно щеголяя им. Работа Ушкалова трудная: он окучивает лес, то-есть складывает его в штабеля для трелевки тракторами. Норма на этой работе — 8 кубометров в день. Ушка лов ежедневно окучивает 18—20 кубометров. Рядом с Ушкаловым стояла маленькая, как овечка, лошадка-монголка. Кто-то из нас пошутил: — Двоим-то с лошадью все-таки легче. — Конечно, где там лошади одной спра виться, — весело подхватил шутку Уш- калов, — иное бревно я сам едва закаты ваю. Разговору нашему помешал трактор. Он подкатил, гремя цепями, к куче бревен, подвел под бревна железный лист — во локушу и, словно налегке, направился к лесному складу, оставляя позади себя не истовый гром. Этот трактор также являет ся новинкой в лесу. Кировский завод в- Ленинграде начал изготовлять после вой ны специальные тракторы для подвозки леса к сплавным рекам—-«С-80», восьми десятисильные, дизельные. И вот они по явились в далекой сибирской тайге. На Тимирязевке, как мне сказали, их уже де вять. На радиаторе трактора развевался ма ленький красный флажок, как язычок пла мени. В широкой кабине сидел, поблески вая зубэми, широкоплечий парень в про масленной, лоснящейся фуфайке. — Это Сальников, — сообщил нам Уш- калов, кивнув на тракториста. — Тоже бывший фронтовик. Я был в авиации, а он в танковой части. Артиллерист, пехотинец, танкист, авиа тор... Мы переходим в лесосеке от чело века к человеку, словно от одного воин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2