Сибирские огни, 1948, № 2

Голиков мельком взглянул в смуглое, открытое лицо посетителя и заулыбался. Не утерпел и парень, тоже расплылся в улыбке. «Наниматель» и «нанимаемый» сразу поняли, как они нужны друг другу. — Шофера у нас, друг, есть, — ответил «наниматель». — А вот слесаря нужно дозарезу. Из дальнейшего разговора выяснилось, что парень этот — южанин, после войны со своей частью попал в Сибирь, недавно демобилизовался из армии, домой, на юг ему незачем возвращаться, дом сожгли немцы, семья погибла. — Будешь работать — дадим ссуду, д а ­ дим лес, строй дом. — Голиков показал рукой в окно на поселок и только сейчас заметил, что в пальцах у него торчит ло­ скуток газеты для цыгарки, табак из ко­ торой давно рассыпался по столу, возле телефона и на пол. Но завертывать цы- гарку и курить было уже некогда. Надо было ехать на участок. И з поселка мехлеспункта мы проехали по белой пушистой дороге мимо сосны- патриарха. И сразу же словно окунулись в тишину. Лес дремал. До уха доносился только скрип полозьев. Он был монотон­ ный и сладко убаюкивал. Но когда мы остановились на «примыкании» (дальше наш путь лежал по узкоколейке), мы сра­ зу же услышали песню томского леса. Хвоя почти не шевелилась, но лес пел. Тихо, приглушенно, еле уловимо, но он пел. Впрочем, настоящую музыку сосен мы услышали на 56-й клетке лесной дачи... 2 Пока на «примыкании» мы ждали паро­ воз с порожняком, из леса мимо нас шли по узкоколейке поезда, пахнувшие свежей порубкой и снегом. Вагоны неистово сту­ чали на рельсах, раскачивались. Паровози ки. похожие на игрушки, свистели детским фальцетом. На закруглениях они кряхте­ ли от тяжести груза. Голиков сообщил, что каждый поезд вы­ возит за один раз до двухсот кубометров леса. Дорога работает днем и ночыо и ежесуточно доставляет из лесосек на нижний склад, к Томи-реке, до тысячи кубометров. Сколько потребовалось бы ло­ шадей, возчиков, не будь здесь узкоко­ лейки?! Пассажирам, однако, ездить по узкоко­ лейке не очень удобно. Наш поезд тро­ нулся, и вагоны так затарахтели и затря­ слись, что ■мы уже не могли разговаривать друг с другом — стук заглушал голоса. Оставалось только молча смотреть в ок ­ на вагончика. Сначала мы ехали по пригородной зоне. Поезд шел мимо мачтовых сосен. Изредка попадались семейства лиственниц. Ветви их были очушены инеем, казалось в лесу кто-то развешал кружева. Иногда на фоне темных елей вставали молоденькие осинки. Вскоре наш поезд выскочил на светлую поляну. — Это 25-я клетка, — крикнул мне на ухо Голиков. — Видите —- вырублено. Вы­ рублены и 26 и 27-я клетки — до 36-й. Заготовки ведем сейчас, начиная с 37-й и дальше. По светлой поляне мы ехали долго. Из огромных сугробов снега торчали лишь коричневые острые шпили — верхушки молодых сосен. — Восемь—девять лет этому подросту, —• пояснил Голиков. — На вырубленных участках у нас в Сибири замечательно во­ зобновляется лес. Но когда он вырастет? Полное возоб­ новление леса, как я знаю из книг лесо­ водов, происходит через 150—200 лет^ К столетнему возрасту сосна не успевает потерять даже нижние сучья. Высокосорт­ ная древесина нарастает на ней уже во втором столетии. Медленно1 растет лес! Оборот лесного хозяйства занимает поэтому такой период, какой достаточен для 80—150 оборотов сельского хозяйства и 15—18 оборотов в производстве автомобилей. Наука, к сожа­ лению, все еще не умеет управлять вре­ менем развития и роста деревьев. Правда, леса у нас много. Мы пока не вырубаем даже естественного прироста. В Западной Сибири ежегодно можно вырубать около двухсот миллионов кубо­ метров леса, а вырубается только семь— восемь миллионов. Над народным хозяйством не висит уг­ роза недостатка древесины. Заготовка!' заготовка! — вот что требуется сейчас от лесников. Наш вагон остановился у лесного скла­ да. Паровозик, после 35-километрового пробега по лесной узкоколейке, тяжело- дышал, маленькие вагоны-платформы, не­ истово дребезжавшие в пути, еще вздра­ гивали, но рабочие уже начали погрузку. Они упирались рычагами в толстые бревна. Чей-то густой баритон нараспев выкрики вал: «Ну, навались еще!», и тотчас же не- скотько голосов подхватывало-: «Еще раз!». Бревно катилось, скользя по насти­ лу. И снова раздавались напевные слова: Хорошо идет, да раз, Еще раз! Эх, последний раз, Эх, да! Зеркальные срезы бревен блестели на утреннем солнце. Из лесосек доносился треск падающих деревьев, равномерный гул моторов, про­ тяжный вой пил. Стучали трактора, зве­ нели цепи. Все эти звуки то сливались в один общий гул, отдаваясь в лесу про­ тяжным эхом, то чередовались, замолкая, один за другим. Не умолкал только ров­ ный, как удары сердца, стук одного ка­ кого-то мотора. Увязая в глубоком снегу, мы пошли на этот стук в лесосеку. Между тонких под­ румяненных сосенок перед нами мелькнул кремовый вагончик. И з маленькой ж елез­ ной, как у трактора, трубы шел жидень­ кий, сизоватый дымок. Вагончик стоял на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2