Сибирские огни, 1948, № 2
Голиков мельком взглянул в смуглое, открытое лицо посетителя и заулыбался. Не утерпел и парень, тоже расплылся в улыбке. «Наниматель» и «нанимаемый» сразу поняли, как они нужны друг другу. — Шофера у нас, друг, есть, — ответил «наниматель». — А вот слесаря нужно дозарезу. Из дальнейшего разговора выяснилось, что парень этот — южанин, после войны со своей частью попал в Сибирь, недавно демобилизовался из армии, домой, на юг ему незачем возвращаться, дом сожгли немцы, семья погибла. — Будешь работать — дадим ссуду, д а дим лес, строй дом. — Голиков показал рукой в окно на поселок и только сейчас заметил, что в пальцах у него торчит ло скуток газеты для цыгарки, табак из ко торой давно рассыпался по столу, возле телефона и на пол. Но завертывать цы- гарку и курить было уже некогда. Надо было ехать на участок. И з поселка мехлеспункта мы проехали по белой пушистой дороге мимо сосны- патриарха. И сразу же словно окунулись в тишину. Лес дремал. До уха доносился только скрип полозьев. Он был монотон ный и сладко убаюкивал. Но когда мы остановились на «примыкании» (дальше наш путь лежал по узкоколейке), мы сра зу же услышали песню томского леса. Хвоя почти не шевелилась, но лес пел. Тихо, приглушенно, еле уловимо, но он пел. Впрочем, настоящую музыку сосен мы услышали на 56-й клетке лесной дачи... 2 Пока на «примыкании» мы ждали паро воз с порожняком, из леса мимо нас шли по узкоколейке поезда, пахнувшие свежей порубкой и снегом. Вагоны неистово сту чали на рельсах, раскачивались. Паровози ки. похожие на игрушки, свистели детским фальцетом. На закруглениях они кряхте ли от тяжести груза. Голиков сообщил, что каждый поезд вы возит за один раз до двухсот кубометров леса. Дорога работает днем и ночыо и ежесуточно доставляет из лесосек на нижний склад, к Томи-реке, до тысячи кубометров. Сколько потребовалось бы ло шадей, возчиков, не будь здесь узкоко лейки?! Пассажирам, однако, ездить по узкоко лейке не очень удобно. Наш поезд тро нулся, и вагоны так затарахтели и затря слись, что ■мы уже не могли разговаривать друг с другом — стук заглушал голоса. Оставалось только молча смотреть в ок на вагончика. Сначала мы ехали по пригородной зоне. Поезд шел мимо мачтовых сосен. Изредка попадались семейства лиственниц. Ветви их были очушены инеем, казалось в лесу кто-то развешал кружева. Иногда на фоне темных елей вставали молоденькие осинки. Вскоре наш поезд выскочил на светлую поляну. — Это 25-я клетка, — крикнул мне на ухо Голиков. — Видите —- вырублено. Вы рублены и 26 и 27-я клетки — до 36-й. Заготовки ведем сейчас, начиная с 37-й и дальше. По светлой поляне мы ехали долго. Из огромных сугробов снега торчали лишь коричневые острые шпили — верхушки молодых сосен. — Восемь—девять лет этому подросту, —• пояснил Голиков. — На вырубленных участках у нас в Сибири замечательно во зобновляется лес. Но когда он вырастет? Полное возоб новление леса, как я знаю из книг лесо водов, происходит через 150—200 лет^ К столетнему возрасту сосна не успевает потерять даже нижние сучья. Высокосорт ная древесина нарастает на ней уже во втором столетии. Медленно1 растет лес! Оборот лесного хозяйства занимает поэтому такой период, какой достаточен для 80—150 оборотов сельского хозяйства и 15—18 оборотов в производстве автомобилей. Наука, к сожа лению, все еще не умеет управлять вре менем развития и роста деревьев. Правда, леса у нас много. Мы пока не вырубаем даже естественного прироста. В Западной Сибири ежегодно можно вырубать около двухсот миллионов кубо метров леса, а вырубается только семь— восемь миллионов. Над народным хозяйством не висит уг роза недостатка древесины. Заготовка!' заготовка! — вот что требуется сейчас от лесников. Наш вагон остановился у лесного скла да. Паровозик, после 35-километрового пробега по лесной узкоколейке, тяжело- дышал, маленькие вагоны-платформы, не истово дребезжавшие в пути, еще вздра гивали, но рабочие уже начали погрузку. Они упирались рычагами в толстые бревна. Чей-то густой баритон нараспев выкрики вал: «Ну, навались еще!», и тотчас же не- скотько голосов подхватывало-: «Еще раз!». Бревно катилось, скользя по насти лу. И снова раздавались напевные слова: Хорошо идет, да раз, Еще раз! Эх, последний раз, Эх, да! Зеркальные срезы бревен блестели на утреннем солнце. Из лесосек доносился треск падающих деревьев, равномерный гул моторов, про тяжный вой пил. Стучали трактора, зве нели цепи. Все эти звуки то сливались в один общий гул, отдаваясь в лесу про тяжным эхом, то чередовались, замолкая, один за другим. Не умолкал только ров ный, как удары сердца, стук одного ка кого-то мотора. Увязая в глубоком снегу, мы пошли на этот стук в лесосеку. Между тонких под румяненных сосенок перед нами мелькнул кремовый вагончик. И з маленькой ж елез ной, как у трактора, трубы шел жидень кий, сизоватый дымок. Вагончик стоял на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2