Сибирские огни, 1948, № 2
ними станками задержало правительствен ное задание — завод переключился на из готовление деталей к сельскохозяйствен- » щым машинам. В те дни немцы делали последнюю от паянную попытку добиться успеха. Шли жестокие сражения на Орловско-Курской _дуге. А завод получил совершенно «мир- иое» задание. Но это задание имело важ ное значение. Страна должна была обес печивать себя хлебом. Изготовление сельхоздеталей явилось л л я завода фронтовым заказом. Перестраивались на ходу. Дело было не- .•знакомое. Отсутствовал специальный ин струмент — сделали; не ясна была тех нология •— разработали; недоставало ма териалов — нашли. Задание выполнили в срок. Работая над тракторными деталями, не забывали и о станках. Исподволь, между делом, готовили части для первенца — жарусельного станка. — Игнатий Константинович, — звонил ДИанявскому начальник модельного цеха 'Кушаньев, — у меня подарочек для тебя. Планшайба готова. Сам делал. Ж ди на < малиновое варенье с первого урожая. — Товарищ Шанявский, — сообщал ин женер Дятлов, — литье сделали. Гавши- ну спасибо скажите, меня благодарить не за что... Ну, помогал... так что ж тут та кого... Гавшин делал... —• Вы знаете, Дмитрий Иванович, — рассказывал Шанявский Полякову, — ин струментальщики чудеса творят. У нас венец червячной передачи не выходил. Оказался непригодным фрез, который из Ленинграда прислали. Так они смастерили резец-«летучку» и сделали венец! Инженер Ганенко вместе со слесарями- сборщиками Косаревым и Дацковским на мечали план сборки станка. ** * — Нам нужны кадры, — начал свое выступление на совещании заводского ак тива парторг Никитин. — Первый этап пройден. Мы помогли строителям, теперь они уже сами вытянут. Нам же работать надо. Станки не ждут. Получать сейчас квалифицированных рабочих неоткуда. Сами понимаете. Каждый человек на сче ту. Фабзавучников и выпускников ремес ленных училищ, которых к нам присыла- .ют, доучивать и переучивать надо. Тех кадров опытных рабочих и мастеров, ка кими мы располагаем, теперь недостаточно. Нам разрешили создать при заводе свое ремесленное училище и вечерний станко строительный техникум. Это серьезная поддержка. Кстати, в организации учили ща и техникума мы ждем помощи от на ших инженерно-технических работников. Придется, товарищи, стать педагогами. Но и это еще не все. Всему коллективу пред- .стоит сейчас или учить, или учиться. И никто не должен оказаться в стороне от этого нужного, крайне нужного дела... После долгого, серьезного, делового об суждения участники совещания согласи лись с парторгом: * — Будем учить и учиться. ...Ленинградец, лекальщик с сорокапяти летним стажем Василий Иванович Белик ,взял под свое покровительство учеников кривощековского ремесленного училища Виктора Кунгурцева и Анатолия Манина. Ребята оказались смышленными, они бы стро усваивали приемы старого рабочего, перенимали от него кое-какие производ ственные секреты. Между ними шла по стоянная борьба за первенство. Несмотря на то, что им обоим вместе было почти вдвое меньше лет, чем их учителю, они вскоре начали даже перегонять его. — Как у тебя? — спрашивал Виктор товарища. — Двести процентов. — И у меня тоже! — радовался Вик тор. — А дядя Вася отстал, у него толь ко сто шестьдесят! Старик не обижался, хоть и дорожил своим авторитетом. Но справедливость требовала, чтобы его репутация была вос становлена. — А ну, молодцы, скажите-ка, что вы знаете о синусном угольнике? Что мол чите? Вот и обогнали! Еще, еще подучить ся надо, — и терпеливо принимался объ яснять пристыженным ученикам незнако мый вопрос. •— За работу похвалить мож но. А зазнаек не люблю. Когда молодежно-комсомольская брига да Виктора Кунгурцева заняла второе ме сто во всесоюзном соревновании, Василий Иванович от души поздравил его. — Ну вот,. теперь сам — мастер. А мне и отдохнуть можно. Старый лекальщик через год вернулся в Ленинград, оставив заводу опытных ра ботников. Ему не довелось увидеть даль нейшие успехи своих воспитанников, пол ностью оправдавших доверие учителя. В 1947 году Кунгурцев выполнил пятилет нюю норму, а Манин на два года обогнал его, обязавшись к 1950 году закончить еще два пятилетних плана. Вырос на заводе и модельщик Федор Зуев. В 1942 году он начал работать плот ником ремонтно-строительного цеха. Дело витый, старательный паренек обратил на себя внимание. Начальник модельного ц е ха Кушаньев перевел его к себе. Мастер Савров занялся с ним вместе с другими восемнадцатью учениками. За год Федор приобрел шестой разряд, стал бригадиром, мастером, окончил без отрыва от произ водства заводской техникум, перешел в конструкторское бюро. Стали самостоя тельными рабочими ученики Зуева, а ему самому всего двадцать два года! По пред ложению модельщиков Зуев был избран депутатом городского Совета. С небольшими знаниями, без . всякого опыта пришли в 1942—43 году на завод сотни юношей и девушек. Все они прошли школу производственного обучения, кото рой было присвоено громкое название «учебного комбината». Стали лучшими людьми завода слесари-сборщики Николай Узюмец, Александр Гавриленко, Евгений Сухов, мастер-инструментальщик Иван Не стеров, бригадир-литейщик Зина Телицы - на. И каждый из них своими успехами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2