Сибирские огни, 1948, № 2

Спроектировали семиметровый станок. Загляденье! Куда там немцам! Война ото­ рвала от работы над усовершенствованием ► конструкции станка. Здесь нескоро удаст­ ся заняться им, хотя уже и расчеты под­ ловили, можно бы сдавать в производ­ ство... Тяжелые станки. Надо знать, что такое тяжелые станки, чтобы понять, как силь­ но можно к ним привязаться! Ведь кон- ётруктору приходится постоянно воевать со временем. Вот разработали самый со­ вершенный проект, а пока его осваивают, техника шагнула вперед. Надо догонять, не переставая совершенствовать и свои знания, и свои проекты. Тяжелые станки определяют уровень технич ского оснащения страны, ее само­ стоятельность. Развитие станкостроения в Советском Союзе способствовало развитию и успехам отечественной тракторной, авто­ мобильной, авиационной, текстильной, неф­ тяной, угольной, судостроительной, элек­ тропромышленности. И еще в 1933 году, докладывая Пле- , нуму ЦК ВКП(б) об итогах первой пяти­ летки, товарищ Сталин смог заявить все­ му миру: —- У нас не было станкостроительной промышленности. У нас она есть теперь! Гигантские сооружения из стали, чугу­ на, дерева, бронзы, серебра, стекла, рези­ ны, меди, алюминия, плексигласа, пласти­ ческих масс весом от пятидесяти до двух тысяч тонн, предназначенные для обработ­ ки многотонных деталей турбогенераторов, шахтных подъемников, корабельных меха­ низмов, маховых колес и множества дру­ гих подобных изделий, — вот что такое тяжелые станки. Их очень трудно изгото­ вить, они дорого стоят, но без них не обойтись. Каждый станок заменяет сотню рабочих, да и просто невозможно без них обработать, превратить в нужное изделие тяжелый слиток металла. До тридцати тонн весят детали, обрабатываемые на тя­ желых карусельных, токарных, расточных, продольно-строгальных, кромко-строгаль- * ных, строгально-фрезерных и других стан­ ках, до предела насыщенных электрообо­ рудованием, универсальных, автоматизиро­ ванных, рассчитанных на производство са­ мых разнообразных операций. Им подстать и тяжелые ковочные прессы до двух ты­ сяч тонн весом. Такие машины должен строить завод «Тяжстанкогидропресс», первый в Сибири, крупнейший в Союзе. За границей — в Америке, Англии, Германии, заводы тяжелых станков заня­ ты преимущественно сборкой и изготовле­ нием на месте наиболее крупных, базовых деталей. Но эти заводы зависят от боль­ шого количества заводов-поставщиков, что значительно осложняет производство. «За­ вод заводов» в Сибири рассчитан на само­ стоятельное производство станков от на­ чала до конца. И стальное крупное литье, и механическая обработка базовых дета­ лей, и сложные поковки, и оборудование должны делаться своими силами. ...Сдача в эксплоатацию первых цехов не давала возможности наладить произ­ водство по предполагаемому профилю. И пока наводили высоковольтную ли­ нию, устанавливали для нее столбы по топкому болоту, пока рыли траншеи под. водопроводные трубы, воевали за каждый килограмм гвоздей, возводили стены це­ хов, штукатурили, стеклили их, покрывали крыши, за неимением другого материала, патронной высечкой, устанавливали стан­ ки, пока мастерили вторые и третьи ярусы нар в землянках, пока ежевечерне всем коллективом отдавали строительству немногие свободные часы, — шла дея­ тельная подготовка к пуску первой оче­ реди. Но завод уже работал. В небольшом са­ рае смонтировали шесть станков. В этом- своеобразном «механическом цехе» выпол­ нял заказы строящегося завода ленин­ градский токарь Николай Васильевич З а ­ харов, кадровый питерский рабочий. Его мало кто знал тогда, всегда серьезного, одетого в замасленную куртку, священно­ действовавшего, как врач у операционного стола, у своего станка. Посредине сарая круглые сутки горел костер. Тепла давал он мало — сарай в одну доску, да щели в ладонь. У костра время от времени собирался народ за са­ мокруткой. Горько усмехаясь, поговарива­ ли об этом «цехе», вспоминали о довоен­ ной жизни и работе, переругивались с по­ дошедшими на огонек строителями, упре­ кая их в медлительности. — Завод в сарае! До войны-то как жи ­ ли, работали? У меня квартира в центре города была. Магазин рядом. На работу, с работы — трамваем. А тут полгода в землянке... — Эх, пустили бы меня на фронт! Кто-то обращается к Захарову: — Николай Васильич, брось ты надры­ ваться. Иди, покури лучше. Всю рабрту не переделаешь. — А ты бы меньше язык чесал. От этого завод быстрее не подымется. Не хо­ чешь в землянке сидеть — работай. Мо­ жет и здесь трамвай пойдет. А квартира с ванной будет и магазины откроются. Не для того нас в Сибирь везли, чтобы мы тут слезы лили. Здесь свой фронт. — Максименко жилые дома кладет. Ут­ ром фундамент, к вечеру — дом под кры­ шу! А ты говоришь... — Все вы строителями недовольны. — Будешь недоволен. Если бы все, как Максименко, работали. Догорают цыгарки. Смолкает разговор до очередного перекура. Расходятся по местам люди. За дверьми сарая тонет в сумерках строительная площадка. Вьюж­ ную темноту разрывает на части пламя прожекторов. Грохочет бетономешалка, шумят инженеры на субботнике. Крутятся станки, и посеревший от второй бессонной ночи подряд склоняется к резцу Николай Васильевич Захаров, питерский рабочий, которого мало еще кто знает. А пройдет время, и забудут то место, где стоял «ме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2