Сибирские огни, 1948, № 2
ДЕЛА И ЛЮДИ А. КИТАЙНИК Завод тяжелых станков Это было осенью 1942 года, в дни, ког да под Сталинградом развертывалась ве ликая битва... ...В вагоне поезда, шедшего на Восток, ехала группа руководителей, инженеров, конструкторов, начальников цехов, масте ров, рабочих станкостроительного завода. Везли с собой чертежи, документы, архи вы. Личных вещей было мало. Выезжали, когда к городу подходили немцы. Конча ли погрузку под артиллерийским огнем и бомбежкой. К лету 1942 года уже было закончено «великое переселение заводов». Ценное оборудование, вывезенное в начале войны из угрожаемых районов на Восток, распо ложилось на новых местах. Обжились, приспособились к стеснейным условиям люди, работали, не покладая рук, для фронта, для победы. Новое наступление немцев вызвало эвакуацию последней группы заводов, в числе которых оказался и только что по строенный станкостроительный. Поезд идет второй месяц, уступая до рогу воинским эшелонам. Надоели бес численные объезды вкруговую, долгие стоянки. Конструктор карусельных станков Ша- нявский, высокий, худощавый мужчина, в легком летнем костюме (выехали-то в ав густе, да с Украины) и брезентовых т а почках, ведет путевой дневник и карту маршрута. На полутораметровой узкой по лосе кальки стало тесно от названий стан ций. Около каждого названия условное обозначение — большая бомба, бомбочка поменьше — ясно без слов; карандашные брызги взрыва — все еще прифронтовая полоса; снова бомбочка — совсем малень кая; отцепили паровоз — три дня стояли; встретили эшелон с «кочевниками» из Краснодара; изменили направление; еще два дня стоянки... Только около Свердловска всем стало определенно известно: в Новосибирске бу дет строиться завод тяжелых станков, ту да и везут. Меняется настроение, тема разговоров остается неизменной, только принимает иные формы. Бодро убеждает всех энергетик Райз: — Придется потерпеть каких-нибудь два—три месяца, пока потеснятся хозяева- сибиряки и встанет на свое место обору дование. Технолог Перепелица рассказывает о достопримечательностях города, в котором предстоит жить, он много слышал о нем: — Вокзал — лучший в Союзе. Строится оперный театр. Зимы холодные. Кто-то с верхней полки невнятно бор мочет о медведях и тайге, шалашах и мо розах. Его не слушают. Поезд останавливается в сотый раз. Перепелица выглянул из вагона и, свесившись в окне по пояс, отыскивает название станции. — Р азъезд , Игнатий Константинович, — разочарованно говорит он Шанявскому. — Кипятку нет, рынка нет. Карту можете не доставать. Но тот уже что-то высчитывает, сверяя свою импровизированную карту с потре панным железнодорожным справочником: «До Новосибирска не осталось и двадца ти километров! Следующая станция — Кривощеково. Сегодня будем наверняка дома!». — Приехали! — слышится за окном го лос директора завода, стоящего у б^дки стрелочника в окружении целой толпы спутников. — Дальше не повезут! Здесь жить будем! Быстро пустеет вагон. Навстречу пасса жирам яростными порывами несется прони зывающий сырой осенний ветер. Безлесая холмистая равнина. Несколько чахлых де- ревцев с облетевшими листьями у полот на. Поодаль два бревенчатых двухэтаж ных дома, вырытые и полузасыпанные кот лованы, десяток бараков, да где-то за бу грами в предрассветной дымке большой город, о котором можно только догады ваться по мерцающей вдалеке веренице огней. — Э, да здесь готовая стройплощадка! — Прогадали, Абрам Бенционович, — оказывается, сибиряки уже потеснились. Всем места хватит! — обращается к Рай^ зу конструктор Китенко. Директор Поляков говорит товарищам, уставшим от двухмесячных странствий: — На этом месте предполагалась круп ная стройка, да война помешала. А нам, как видите, пригодилось. Все не на го лом месте начинать... Зато, когда война кончится, на станки спрос большой будет, и мы тут как тут! Игнатий Константино вич, вы как думаете? — спросил Поляков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2