Сибирские огни, 1948, № 2

ДЕЛА И ЛЮДИ А. КИТАЙНИК Завод тяжелых станков Это было осенью 1942 года, в дни, ког­ да под Сталинградом развертывалась ве­ ликая битва... ...В вагоне поезда, шедшего на Восток, ехала группа руководителей, инженеров, конструкторов, начальников цехов, масте­ ров, рабочих станкостроительного завода. Везли с собой чертежи, документы, архи­ вы. Личных вещей было мало. Выезжали, когда к городу подходили немцы. Конча­ ли погрузку под артиллерийским огнем и бомбежкой. К лету 1942 года уже было закончено «великое переселение заводов». Ценное оборудование, вывезенное в начале войны из угрожаемых районов на Восток, распо­ ложилось на новых местах. Обжились, приспособились к стеснейным условиям люди, работали, не покладая рук, для фронта, для победы. Новое наступление немцев вызвало эвакуацию последней группы заводов, в числе которых оказался и только что по­ строенный станкостроительный. Поезд идет второй месяц, уступая до­ рогу воинским эшелонам. Надоели бес­ численные объезды вкруговую, долгие стоянки. Конструктор карусельных станков Ша- нявский, высокий, худощавый мужчина, в легком летнем костюме (выехали-то в ав ­ густе, да с Украины) и брезентовых т а ­ почках, ведет путевой дневник и карту маршрута. На полутораметровой узкой по­ лосе кальки стало тесно от названий стан­ ций. Около каждого названия условное обозначение — большая бомба, бомбочка поменьше — ясно без слов; карандашные брызги взрыва — все еще прифронтовая полоса; снова бомбочка — совсем малень­ кая; отцепили паровоз — три дня стояли; встретили эшелон с «кочевниками» из Краснодара; изменили направление; еще два дня стоянки... Только около Свердловска всем стало определенно известно: в Новосибирске бу­ дет строиться завод тяжелых станков, ту ­ да и везут. Меняется настроение, тема разговоров остается неизменной, только принимает иные формы. Бодро убеждает всех энергетик Райз: — Придется потерпеть каких-нибудь два—три месяца, пока потеснятся хозяева- сибиряки и встанет на свое место обору­ дование. Технолог Перепелица рассказывает о достопримечательностях города, в котором предстоит жить, он много слышал о нем: — Вокзал — лучший в Союзе. Строится оперный театр. Зимы холодные. Кто-то с верхней полки невнятно бор­ мочет о медведях и тайге, шалашах и мо­ розах. Его не слушают. Поезд останавливается в сотый раз. Перепелица выглянул из вагона и, свесившись в окне по пояс, отыскивает название станции. — Р азъезд , Игнатий Константинович, — разочарованно говорит он Шанявскому. — Кипятку нет, рынка нет. Карту можете не доставать. Но тот уже что-то высчитывает, сверяя свою импровизированную карту с потре­ панным железнодорожным справочником: «До Новосибирска не осталось и двадца­ ти километров! Следующая станция — Кривощеково. Сегодня будем наверняка дома!». — Приехали! — слышится за окном го­ лос директора завода, стоящего у б^дки стрелочника в окружении целой толпы спутников. — Дальше не повезут! Здесь жить будем! Быстро пустеет вагон. Навстречу пасса­ жирам яростными порывами несется прони­ зывающий сырой осенний ветер. Безлесая холмистая равнина. Несколько чахлых де- ревцев с облетевшими листьями у полот­ на. Поодаль два бревенчатых двухэтаж ­ ных дома, вырытые и полузасыпанные кот­ лованы, десяток бараков, да где-то за бу­ грами в предрассветной дымке большой город, о котором можно только догады­ ваться по мерцающей вдалеке веренице огней. — Э, да здесь готовая стройплощадка! — Прогадали, Абрам Бенционович, — оказывается, сибиряки уже потеснились. Всем места хватит! — обращается к Рай^ зу конструктор Китенко. Директор Поляков говорит товарищам, уставшим от двухмесячных странствий: — На этом месте предполагалась круп­ ная стройка, да война помешала. А нам, как видите, пригодилось. Все не на го­ лом месте начинать... Зато, когда война кончится, на станки спрос большой будет, и мы тут как тут! Игнатий Константино­ вич, вы как думаете? — спросил Поляков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2