Сибирские огни, 1948, № 2

по авторской рукописи. Спектакль пользо­ вался успехом. Прошло три года. В Туве выросла груп­ па молодых и одаренных драматургов. За пять лет они создали свыше 20 пьес. Эти пьесы и сейчас идут в театре с большим успехом. Среди драматургов выделяется Салчак Тока. Он написал пьесы: «Хэрэжен» («Женщина»), «Три года на посту секрета­ ря ячейки», «Тонгур-оол», водевиль «Узун- Кара и Семис-Кара» («Долговязый и тол­ стый») и другие. Его пьесы политически целеустремленны. С. Тока прекрасно сочетал заниматель­ ные элементы сюжета с типизацией обра­ зов, обрисовкой характеров, пламенной пуб­ лицистичностью и агитационно-пропаган­ дистскими задачами. Его пьесы пронизаны глубокой партий­ ностью и патриотическими чувствами. Взять хотя бы пьесу «Тонгур-оол». В этой пьесе остро поставлен вопрос о поднятии революционной бдительности, о борьбе с замаскировавшимися феодалами — злыми врагами аратов. Автору удалось Создать яркий, запоминающийся образ борца Тон- гур-оола, старика Чонука —- носителя на­ родной мудрости, красочно и реалистично обрисовать остальных действующих лиц — Сандана, Семис-Ламы и Сержинмы. «Этот спектакль, — сообщает И. Испол- нев в той же статье, — благодаря напря­ женности развертывания действия, занима­ тельности фабулы пьесы, органическому развитию каждого образа по ходу дейст­ вия от первой и до последней картины, а также яркой и непосредственной игре мо­ лодого актерского коллектива — имеет всегда самый горячий заслуженный прием у зрителя. Его знает и любит вся страна. В первые дни показа спектакля в антрак­ тах можно было, например, слышать такие замечания арата-зрителя о спектакле: «Ока­ зывается, это также интересно, как в кино». Творчество Салчак Тока многообразно и значительно в культурной жизни тувин­ ского народа. Оно связано с ростом и рас­ цветом Тувы. Тока —• первый -крупный тувинский прозаик, наиболее одаренный пи­ сатель, талант которого многогранен. «В Туве совершается культурная рево­ люция. Впервые создается письменность на тувинском языке, рождается националь­ ная литература и искусство. Товарищ Тока ведет большую и разнообразную работу по созданию национальной культуры, — сооб­ щает о нем газета «Тувинская правда». — Товарищ Тока делает первые переводы по­ литической и художественной литературы ,с русского языка на тувинский, организует в Туве издание книг и журналов, пишет книги на родном языке. Тувинскому наро­ ду хорошо известны его произведения»!. Из других драматургов следует назвать Кок-оола с его пьесами: «Хайыран-пот» («Судьба»), «Праздник», «Чалым хая» («Утес»), «Маны-кары», «Не забывай джута». 1 «Тувинская правда», № 5, янв. 1946 г. В пьесе «Хайыран-пот» героиню Кара разлучают с ее возлюбленным Седип и выдают замуж против воли за другого че­ ловека. Пьеса поднимает чрезвычайно важный вопрос. Она показывает борьбу женщины: за свою свободу и равенство с мужчиной, за право выбора мужа по любви, борьбу з а раскрепощение веками угнетавшейся ту ­ винской женщины. Драматург всей силой художественного воздействия обрушивает­ ся на феодальную отсталость, сковавшую> волю и силы тувинской женщины. Смерть героини Кара — это выражение векового протеста против старых порядков и бес­ правия тувинской женщины. В свои пьесы Кок-оол вносит обильный песенный материал. Так, его пьеса «Маны- кара» приближается по форме к музыкаль­ ной комедии. Значительным и радостным явлением в-, тувинской драматургии было появление пьесы Сержи Пюрбю «Оруувус шан ын- дыг» («Таков наш путь»). Отличительной чертой С. Пюрбю, талант­ ливого драматурга и поэта Тувы, является красочность стиля, острота сюжета, злобо­ дневность поднимаемых тем и в драматур­ гии и в поэзии. Содержание пьесы таково: Тамба Дарж» — сын ламы скрытно проникает в aneftKv ревсомола и ведет там вредительскую ра­ боту. Он совершает убийство сторожа ма­ газина, пытаясь отравить секретаря ячей­ ки Серенму. Даржа действует вместе со своим отцом — феодалом Кувандык, под­ жигающим аратские стога сена. Народ ра­ зоблачает врагов, пытающихся скрыться после своих преступлений, и судит их. Из других драматургов, пьесы которых с успехом идут на сцене национального театра, следует назвать: Сарыг-оола, Кы- зыл-оола, Даржа, Мунзука и других. И х пьесы также правдиво отражают различные- стороны жизни тувинского народа, его борьбу с феодальными пережитками в соз­ нании людей и культурную революцию, происходящую в стране. Как и в драматургии, первые прозаиче­ ские произведения в Туве принадлежал:* коллективу авторов. К таким произведе­ ниям относятся: «Рассказ Самбукай» о тя ­ желой жизни женщины-рабыни до револю - пии. Рассказ этот печатался с продолже­ нием в нескольких номерах газеты «Шын» и вызвал огромный интерес среди массово­ го читателя. В своих ранних произведениях поэты: Тувы отражают чаяния тувинского народа, возлагавшего надежды на братскую по­ мощь пролетариата России, в союзе с кре­ стьянством свергнувшего власть помещи­ ков и капиталистов. Грозные революционные волны Октября докатились и до далекой Тувы. Тувин­ ский народ восстал против своих угне­ тателей. Сбылась мечта 60 богатырей, во главе которых стоял легендарный Сам- бажик. Русский народ протянул руку брат­ ской помощи тувинскому народу. В 1921

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2