Сибирские огни, 1945, №6
Улетели самолеты в Игарку и курейский совхоз. В тучах снега помчались по Енисею аэросани, — их путь с пассажирами и почтой — в Усть-Порт. Д е ловито тарахтя моторчиком, прилетел из Норильска крохотный У-2. В это вре мя с протяжным гулом моторов пошла на взлет машина летчика Влюмова. Воздух гудел. Еще и еще взлетали самолеты. Выкрашенные в яркооран жевую краску, они отправлялись дальше на север, в снега тундры, на ледяные просторы моря. Летчики истосковались по хорошей погоде, чувствовалось, как они спеши ли в воздух. Туруханск, Усть-Порт, Диксон, озеро Таймыр, не обозначенные на картах крошечные фактории, оленеводческие совхозы, стоянки экспедиций— вот места, где с нетерпением ждали появления крылатых машин с почтой, се тями, продуктами, техническими материалами. Наконец, радисты сообщили о приближении Лахова. Трактор вышел на л е довую дорожку расчищать ее от снега. В аэропорт повезли почту. Большой транспортный самолет показался в небе и, без традиционного круга над аэро дромом, пощел на посадку. Летчик выпустил шасси; гул моторов усилился; над Енисеем взметнулись тучи снежной пыли. Из «Дугласа» вышли пассажиры; тотчас началась выгрузка семян для совхоза, почты и технических грузов. Вот и Лахов, кудрявый, веселый, тщательно выбритый, в парадном костюме и л е г ких хромовых сапожках. Можно подумать, что Евгений Ефимович собрался в театр. В таком же виде он летал на фронте; ту же аккуратность, белизну во ротничков и блеск сапог, он принес и в Арктику. Лахову 29 лет. У него синие живые глаза, светлые, красивые волосы; каждый жест выдает в нем спортсмена. В 1935 году Лахов окончил летную школу; прошло 9 лет,1 за это время он налетал полтора миллиона километров, побывал в Якутии и на Новой Земле, изучил магистраль Москва — Хабаровск, опускался на аэродромы Средней Азии и Чукотки. В годы Отечественной войны самолет Лахова появлялся на Сталин градском фронте, в Ленинграде и Харькове. Лахова ранили, он вылечился и снова в воздух. Боевые ордена украсили грудь асса. Именно ему, опытному, энергичному летчику, поручили ответственную ра боту _ организовать беспосадочную воздушную связь1 Красноярска с Нориль ском. В полярную ночь, в штормовой ветер летел он в Заполярье, доставляя металлургам и горнякам Арктики все самое необходимое для их работы. Лахов отдал распоряжение, натянул на руки лайковые перчатки, и, поб лескивая золотом орденов, ушел в аэропорт. Вскоре самолет загрузили, снаб дили горючим. Пассажиры заняли места, прильнули к целлулоидным стеклам. Через пять-десять минут Е. Лахов с экипажем вошел в пилотскую кабину. Дружно заработали моторы. Колеса помчались по льду, и вот под крыльями осталась Дудинка. Мастерские, причалы, строюшиеся баржи, дома, железная дорога — все утратило свои внушительные размеры, сталоигрушечно-крохот ным и вскоре исчезло в царственном сиянии снежной тундры. Лахов поднял «Дуглас» на высоту более трех тысяч метров. Сквозь раз рывы облаков виднелась белая Арктика. Куда ни посмотришь — сияли на солнце лед и снег. Лед... казалось, он заполнил собой весь мир, холодный, безбрежный; и Енисей, и тундра — дремали подо льдом. Пересекли полярный круг. Позади — Игарка, Туруханск, но земля все еще цепенела под снегом. Прошло три часа. Растаяли на окнах морозные узоры, стало видно, как дыбился на Енисее лед , взломанный вешними водами. Енисей стал грозен и страшен. На склонах берегов чернела . вековая тайга. Мы летели навстречу весне, навстречу полному ледоходу. С волнением глядели мы как исчезали сне га, как разливались реки, как появлялись борозды на пашнях и легкой зе ленью одевались пригорки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2