Сибирские огни, 1945, №6

вздыбится, дойдет лед к океану, поплывут мимо Дудинки ледяные поля, брев­ на, разбитые суда, вырванные е корнем кедры и лиственницы. И следом за» льдом придут речные караваны, а там недолго — и загудят корабли. Навигация продолжается 130 дней, плавание в низовьях Енисея возможно с первых чисел июня до октября, за это время нужно привезти и выгрузить в Дудинке огромное количество всевозможных грузов. Баржи, лихтеры, паузки необходимо разгружать быстро, чтоб успели они подняться против течения в Красноярск за новыми товарами для Норильска, Дудинки, Усть-Порта, для» всего Таймыра. Началась навигация — тут не зевай, не упускай ни одного дня, иначе останешься на долгую зиму без самого необходимого. Мы прошли мимо темного деревянного здания электростанций, перешагну­ ли через сплетения рельс и очутились на складах; потом нас обдало запахами1 масла и горячего ж елеза у кузницы и ремонтно-механического завода. Вскоре мы очутились на укатанной дорожке, у берега замерзшей тундровой речки Вдали виднелись остовы строющихся барж. Это — верфи Заполярья. Здесь впервые на крайнем Севере начато сооружение несамоходных судов. На верфях шла напряженная работа. Яркие плакаты и лозунги призывали» плотников к быстрейшему окончанию строительства барж . Начальник верфи Толмачев провел нас по лесам на палубу первой баржи. Неумолчно стучали то ­ поры, звенели пилы, пахло терпкой смолой. Толмачев показал на корпуса барж . — Некоторые специалисты говорили, что в Заполярье нельзя строить дере ­ вянные суда. Смотрите — строим... Подошел секретарь парткома дудинского порта Гуревич. Это — бывалый моряк, участник морских сражений, у него строгое лицо и мягкие черные глазам Гуревйч с утра предпринял обход всех участков порта, всюду заглядывал, помогал советом, добрым словом. — Не улетели? — участливо спросил он меня. — Торопитесь, уйдут пос­ ледние самолеты, а там будем встречать баржи й моряков. Вы в Красноярске- объясните, что мы с нетерпением ждем первые караваны. Гуревич беседовал с прорабом, записывал его требования к мастерским. — Самим все приходится делать, — пояснил он мне, — баржевые гвозди» цепи, якоря, ключи, рулевые петли, кнехты — это наше, смола — наша; проекты барж — наши. Я слушал и представлял себе: вот земной шар, огйем отмечена линия фронта, а дал еко за пунктиром полярного круга на краю земли, в непогоду строят баржи, причалы; в тундре пылают огни металлургически* заводов, чер­ неют здания шахт, в небе — самолеты; среди снегов — спешат поезда... — Обратите внимание, — прервал мои размышления Гуревич, — здесь, снег, а в верховьях Енисея уже началась навигация, л ед идет сейчас в Верх- не-Имбатеком. Первый караван должен прибыть сюда пятого июня. В этом го ­ ду по Енисею поплывет наш норильский флот. Мы строим баржи в Дудинке,, на Вальке, в Игарке и Подтесово. В Дудинке первые баржи были заложены в ноябре, в Игарке — в феврале. Сейчас они почти готовы. Обратите внимание вот на что: в Поддивном, на старых верфях строили в год четыре баржи, а мы только начали новое дело и уже построили в этом году семь барж. Толмачев, улыбаясь, заметил: — Прорабы у нас говорят: «Разрешите — линкор построим». Гуревич засмеялся. — Линкор, не линкор, а парусно-моторные суда мы заложил* и металли ­ ческие баржи строим. Наш флот будет в этом году плавать и в море. Возвращаясь в Дудинку, мы зашли на ремонтно-механический завод. Н а ­ чальник завода повел По цехам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2