Сибирские огни, 1945, №6

как доставалось и Заполярью, и летчикам, и диспетчерам, а особенно лютой' непогоде. Так что же это за клинья, внесшие такой переполох на' строительстве? Небольшие по размеру, совсем лешие бруски из особого сплава, так назы­ ваемые клинья, нужны для закрепления обмоток якоря генератора1. Нет кли­ ньев — нельзя 'испытывать генератор, следовательно, нельзя пускать ТЭЦ и комбинат не получит энергию. — Что, что? — вдруг закричал Шевченко. — Ого! Летйт Веребрюсов? — Он • резко повернулся к инженерам». — Летит Веребрюсов! Слышите? Клинья зеает. Вот вам полярная авиация! Л етел Степан Веребрюсов! Он пробивался сквозь пургу и летел около Ту- руханска. Радисты, оглушенные треском разрядов и писком бесконечных мор- зянш , ловили в эфире сообщения с самолета. Я бросился jk свободному телефону и немедленно «насел» на радистов, — нужно было найти в небе летчика и переговорить с ним. Шли часы ожидания. Я остался ночевать на ТЭЦ . Утром, заглушая пургу, над городом заревели моторы самолета, мелькнули неясные контуры машины и шум смолк, точно оборвались трубные звуки. Веребрюсов сел на ледовом аэродроме, в четырнадцати километрах от Но­ рильска. 1 егаерь клйнья и задвижка лежали рядом, но это была кажущ аяся близость. Ж елезная дорога не работала ,—feie занесло пургой. Лошади не хо­ дили, и ни один человек не мог пробиться сквозь шторм. — Видит око, да зуб неймет... — сердился Шевченко. В его кабинет то и дело вбегали инженеры и рабочие с различными, порой курьезными, предложениями, как доставить груз. А' время шло..- Монтажник» нервничали. Прежде чем поставить клинья — шесть брусочков длиной по 650 миллимет­ ров каждый нужно было их предварительно обработать на ремонтно-меХани- чёском заводе и подвергнуть испытаниям. Мало этого, необходимо разобрать генератор, вынуть ротор и поставить на него клинья. По норма!м, пять высоко­ квалифицированных монтажников могли выполнить эту работу в течение трех суток. Оставалось до пуска 96 часов. Было от чего волноваться... К ак доставить клинья? Смельчаки вызвались итти пешком, чо заблудились в тундра. Пришлось посылать людей им на помощь. Готовили оленей и собачьи упряжки. Но «черная пурга» разрушала и сме­ тала все. Через сутки вмешался Веребрюсов: — Олени не могут ходить? — лукаво спросил он. — Паровоз стоит. Л ыж ­ ники не могут?.. Хорошо!.. Саша! — крикнул он бортмеханику Рогачеву . — З а ­ пускай моторы! Самолет закрывало несущимся снегом. В полутьме сливались очертания лю­ дей. Лыжи подпрыгнули на сугробах, добротные моторы оторвйлй их от аэро­ дрома и через десять минут Веребрюсов. был над Норильском. Он сделал три круга над городом, осмотрел по соседству с ТЭЦ озеро Д олгое и пошел на посадку. Лыжи ударили по гребням сугробов; пробежав полтораста Ме.тров,. самолет остановился около насосной станции. — Получайте клинья! Задвижку берите! — летчик показал на за'двйжку подвешенную под фюзеляжем . — Теперь домой! В чем был — в меховом комбинезоне, шлеме и меховых сапогах. — Вере­ брюсов завалился в сани. А в затишье улиц' efO жДал'й мйльчйшкй, оНи бежали следом и| радостно кричали: — Д яд я Сте-е-епа прилетел! Д ядя Сте-па!.. Я иоспешиШ в редакцию. Пусть' свирепствует мороз и бушует пурга. Заводы работают, город живёт газета выходйт. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2