Сибирские огни, 1945, №6
как доставалось и Заполярью, и летчикам, и диспетчерам, а особенно лютой' непогоде. Так что же это за клинья, внесшие такой переполох на' строительстве? Небольшие по размеру, совсем лешие бруски из особого сплава, так назы ваемые клинья, нужны для закрепления обмоток якоря генератора1. Нет кли ньев — нельзя 'испытывать генератор, следовательно, нельзя пускать ТЭЦ и комбинат не получит энергию. — Что, что? — вдруг закричал Шевченко. — Ого! Летйт Веребрюсов? — Он • резко повернулся к инженерам». — Летит Веребрюсов! Слышите? Клинья зеает. Вот вам полярная авиация! Л етел Степан Веребрюсов! Он пробивался сквозь пургу и летел около Ту- руханска. Радисты, оглушенные треском разрядов и писком бесконечных мор- зянш , ловили в эфире сообщения с самолета. Я бросился jk свободному телефону и немедленно «насел» на радистов, — нужно было найти в небе летчика и переговорить с ним. Шли часы ожидания. Я остался ночевать на ТЭЦ . Утром, заглушая пургу, над городом заревели моторы самолета, мелькнули неясные контуры машины и шум смолк, точно оборвались трубные звуки. Веребрюсов сел на ледовом аэродроме, в четырнадцати километрах от Но рильска. 1 егаерь клйнья и задвижка лежали рядом, но это была кажущ аяся близость. Ж елезная дорога не работала ,—feie занесло пургой. Лошади не хо дили, и ни один человек не мог пробиться сквозь шторм. — Видит око, да зуб неймет... — сердился Шевченко. В его кабинет то и дело вбегали инженеры и рабочие с различными, порой курьезными, предложениями, как доставить груз. А' время шло..- Монтажник» нервничали. Прежде чем поставить клинья — шесть брусочков длиной по 650 миллимет ров каждый нужно было их предварительно обработать на ремонтно-меХани- чёском заводе и подвергнуть испытаниям. Мало этого, необходимо разобрать генератор, вынуть ротор и поставить на него клинья. По норма!м, пять высоко квалифицированных монтажников могли выполнить эту работу в течение трех суток. Оставалось до пуска 96 часов. Было от чего волноваться... К ак доставить клинья? Смельчаки вызвались итти пешком, чо заблудились в тундра. Пришлось посылать людей им на помощь. Готовили оленей и собачьи упряжки. Но «черная пурга» разрушала и сме тала все. Через сутки вмешался Веребрюсов: — Олени не могут ходить? — лукаво спросил он. — Паровоз стоит. Л ыж ники не могут?.. Хорошо!.. Саша! — крикнул он бортмеханику Рогачеву . — З а пускай моторы! Самолет закрывало несущимся снегом. В полутьме сливались очертания лю дей. Лыжи подпрыгнули на сугробах, добротные моторы оторвйлй их от аэро дрома и через десять минут Веребрюсов. был над Норильском. Он сделал три круга над городом, осмотрел по соседству с ТЭЦ озеро Д олгое и пошел на посадку. Лыжи ударили по гребням сугробов; пробежав полтораста Ме.тров,. самолет остановился около насосной станции. — Получайте клинья! Задвижку берите! — летчик показал на за'двйжку подвешенную под фюзеляжем . — Теперь домой! В чем был — в меховом комбинезоне, шлеме и меховых сапогах. — Вере брюсов завалился в сани. А в затишье улиц' efO жДал'й мйльчйшкй, оНи бежали следом и| радостно кричали: — Д яд я Сте-е-епа прилетел! Д ядя Сте-па!.. Я иоспешиШ в редакцию. Пусть' свирепствует мороз и бушует пурга. Заводы работают, город живёт газета выходйт. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2