Сибирские огни, 1940, № 2
Отличное стихотворение «Сохатый» хорошо раскрывает поэтическую манеру поэта: Зубцы дальних гор беззвучно горели. Вот-вот запылают вершины сосен, сошедших к ручью, Схлынул туман, и разметали форели Брызги навстречу трепетному лучу. Щебетом,, писком и плеском полон рассвет. Осторожно, Тихо раздвинув ветви, Вышел на водопой Зверь матерый сохатый. Ноздри раздув на ветер, Он поводил тревожно Тяжелой резной головой. Картина создана уверенной и сильной ру кой. Верность и строгость определений и штрихов достойны хорошей гравюры: ...Лось упал на колени. Встал... Рванулся... Рухнул грудью на бурелом. Мертвый, казалось, бежит он в непобедимом стремленья, Зверь свободный и сильный, рвущийся напролом. Пусть в этих стихах Березницкого еще не мало поэтических декораций, а не подлинных образов, нет глубины мысли, которая бы сообщала стихам философский смысл, — важно отметить, что у молодого поэта опре деляется : свой угол зрения и отражения мира. Пусть в этих стихах Березницкого нет особой новизны формы, особых «поэтических находок», -— поэт крепко и уверенно владеег кистью живописца, стихом упругим и силь ным, свежей и присущей ему интонацией. Но чувствует, ли это сам поэт, .осознал ли он сам свою поэтическую индивидуальность, можно ли все вышесказанное с такой опреде ленностью отнести ко всему его творчеству? Если судить по сборнику «На Оби» — ничего подобного сказать нельзя. По своему содержанию книга лишена цельности, стихи в ней чрезвычайно неравноценны. Что можно сказать о поэте, читая такие его упражнения: Счастью верная порука — В жизни смелая подруга. Ты отважна будь в борьбе! Другу, мужу и герою (!!) Быть подругой боевою Завещаю (!!) я тебе! Если бой последний грянет, День решительный настанет... и т. д. («Быть подругой боевой»). Сообщим только, что сие распевает моло дая нежная мать над колыбелью ребенка!... Если бы это было единственное в сборни ке стихотворениег о нем не стоило бы гово рить. Но в книге есть и примитивные уче нические стихи, вроде стихотворения «Пер вый полет», и напыщенно-басовитое стихотво- „РЕЙС В На полторы тысячи километров прорезала северные леса Нижняя Тунгуска. В среднем течении ее, на таежном берегу расположен поселок Тура — центр Эвенкийского нацио нального округа. Енисейские пароходы под рение, посвященное Горькому, где ловкой рукой версификатора использованы две — три метафоры великого писателя, связанные. выспренней риторикой. В сборнике есть все: лирика, поэма, пере воды, обработка фольклора, —- свидетель ство того, что поэт пробует свои силы в самых разнообразных жанрах и направлениях. Эго хорошо для мачодого поэта. Поэма «Пушкин» написана культурным стихом, в ней есть яркие поэтические выра жения и ситуации. Но поэт пошел по про торенной и легкой дорожке. Поэма построена на внешне эффектных и достаточно известных всем, но далеко не раскрывающих образ ве ликого поэта, эпизодах его жизни. В поэме есть яркие ситуации, но нет цельного обра за. В поэме есть отличные строфы, но нег единой глубокой мысли, цельного чувства, раскрывающих отношение автора к Пушкину. Каждый' и стремился и мечтал, С Пушкиным мечтая, вырастал Юношей иль девушкой счастливой. Каждый вдохновенно трепетал, В сердце ощущая гневный вал Пушкинской строки вольнолюбивой... Такие риторические рассуждения — дале ко' не поэтическое, не творческое осмысле ние своего отношения к великому образу. Достаточно сравнить поэму Березницкого с небольшими стихотворениями Блока или Багрицкого, чтобы понять различие между настоящим поэтическим волнением, какое вы зывает образ Пушкина и его поэзия, и рас судочно-ремесленным использованием богатств этого образа. Вольная обработка алтайской легенды «Сар- такпай», как и переводы из Шевченко и Хе- тагурова сами по себе хороши, сделаны та лантливой и уверенной рукой. Но и «Пуш кин» и «Сартакпай», повторяем, несмотря на их об^ем и культурность стиха, о самом поэ те дают представление бледное, Получается, как будто, парадокс: полнота сборника и разнообразие собранных в книге стихов Березницкого мешают увидеть твор ческий облик поэта, почувствовать его поэти ческую индивидуальность. Но это именно так. То ли но недостатку критического отно шения к себе, то ли из каких других сооб ражений, поэт пошел по линии количества, а 'не качества. Поэтому крупицы настоящей поэзии растворяются в изобилии стихов глад ких, но лишенных поэтического своеобразия; верные и сильные ноты, отличающие инди видуальность поэтического голоса, приглу шаются массой громких, но для поэта не ха рактерных стихов, написанных, кстати сказать, давненько. Это снижает достоинство первой книги поэта, книги, свидетельствующей о творче ской возможности одаренного поэта. Ал Смердов ЭВЕНКИЮ“ нимались по Нижней Тунгуске только до фак тории Кочумдек, от которой до Туры оста валось еще 500 километров. «Считалось до казанным, что река порожиста, капризна, своенравна, опасна для. судоходства». Поэта-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2