Сибирские огни, 1940, № 2

Отличное стихотворение «Сохатый» хорошо раскрывает поэтическую манеру поэта: Зубцы дальних гор беззвучно горели. Вот-вот запылают вершины сосен, сошедших к ручью, Схлынул туман, и разметали форели Брызги навстречу трепетному лучу. Щебетом,, писком и плеском полон рассвет. Осторожно, Тихо раздвинув ветви, Вышел на водопой Зверь матерый сохатый. Ноздри раздув на ветер, Он поводил тревожно Тяжелой резной головой. Картина создана уверенной и сильной ру­ кой. Верность и строгость определений и штрихов достойны хорошей гравюры: ...Лось упал на колени. Встал... Рванулся... Рухнул грудью на бурелом. Мертвый, казалось, бежит он в непобедимом стремленья, Зверь свободный и сильный, рвущийся напролом. Пусть в этих стихах Березницкого еще не мало поэтических декораций, а не подлинных образов, нет глубины мысли, которая бы сообщала стихам философский смысл, — важно отметить, что у молодого поэта опре­ деляется : свой угол зрения и отражения мира. Пусть в этих стихах Березницкого нет особой новизны формы, особых «поэтических находок», -— поэт крепко и уверенно владеег кистью живописца, стихом упругим и силь­ ным, свежей и присущей ему интонацией. Но чувствует, ли это сам поэт, .осознал ли он сам свою поэтическую индивидуальность, можно ли все вышесказанное с такой опреде­ ленностью отнести ко всему его творчеству? Если судить по сборнику «На Оби» — ничего подобного сказать нельзя. По своему содержанию книга лишена цельности, стихи в ней чрезвычайно неравноценны. Что можно сказать о поэте, читая такие его упражнения: Счастью верная порука — В жизни смелая подруга. Ты отважна будь в борьбе! Другу, мужу и герою (!!) Быть подругой боевою Завещаю (!!) я тебе! Если бой последний грянет, День решительный настанет... и т. д. («Быть подругой боевой»). Сообщим только, что сие распевает моло­ дая нежная мать над колыбелью ребенка!... Если бы это было единственное в сборни­ ке стихотворениег о нем не стоило бы гово­ рить. Но в книге есть и примитивные уче­ нические стихи, вроде стихотворения «Пер­ вый полет», и напыщенно-басовитое стихотво- „РЕЙС В На полторы тысячи километров прорезала северные леса Нижняя Тунгуска. В среднем течении ее, на таежном берегу расположен поселок Тура — центр Эвенкийского нацио­ нального округа. Енисейские пароходы под­ рение, посвященное Горькому, где ловкой рукой версификатора использованы две — три метафоры великого писателя, связанные. выспренней риторикой. В сборнике есть все: лирика, поэма, пере­ воды, обработка фольклора, —- свидетель­ ство того, что поэт пробует свои силы в самых разнообразных жанрах и направлениях. Эго хорошо для мачодого поэта. Поэма «Пушкин» написана культурным стихом, в ней есть яркие поэтические выра­ жения и ситуации. Но поэт пошел по про­ торенной и легкой дорожке. Поэма построена на внешне эффектных и достаточно известных всем, но далеко не раскрывающих образ ве­ ликого поэта, эпизодах его жизни. В поэме есть яркие ситуации, но нет цельного обра­ за. В поэме есть отличные строфы, но нег единой глубокой мысли, цельного чувства, раскрывающих отношение автора к Пушкину. Каждый' и стремился и мечтал, С Пушкиным мечтая, вырастал Юношей иль девушкой счастливой. Каждый вдохновенно трепетал, В сердце ощущая гневный вал Пушкинской строки вольнолюбивой... Такие риторические рассуждения — дале­ ко' не поэтическое, не творческое осмысле­ ние своего отношения к великому образу. Достаточно сравнить поэму Березницкого с небольшими стихотворениями Блока или Багрицкого, чтобы понять различие между настоящим поэтическим волнением, какое вы­ зывает образ Пушкина и его поэзия, и рас­ судочно-ремесленным использованием богатств этого образа. Вольная обработка алтайской легенды «Сар- такпай», как и переводы из Шевченко и Хе- тагурова сами по себе хороши, сделаны та­ лантливой и уверенной рукой. Но и «Пуш­ кин» и «Сартакпай», повторяем, несмотря на их об^ем и культурность стиха, о самом поэ­ те дают представление бледное, Получается, как будто, парадокс: полнота сборника и разнообразие собранных в книге стихов Березницкого мешают увидеть твор­ ческий облик поэта, почувствовать его поэти­ ческую индивидуальность. Но это именно так. То ли но недостатку критического отно­ шения к себе, то ли из каких других сооб­ ражений, поэт пошел по линии количества, а 'не качества. Поэтому крупицы настоящей поэзии растворяются в изобилии стихов глад­ ких, но лишенных поэтического своеобразия; верные и сильные ноты, отличающие инди­ видуальность поэтического голоса, приглу­ шаются массой громких, но для поэта не ха­ рактерных стихов, написанных, кстати сказать, давненько. Это снижает достоинство первой книги поэта, книги, свидетельствующей о творче­ ской возможности одаренного поэта. Ал Смердов ЭВЕНКИЮ“ нимались по Нижней Тунгуске только до фак­ тории Кочумдек, от которой до Туры оста­ валось еще 500 километров. «Считалось до­ казанным, что река порожиста, капризна, своенравна, опасна для. судоходства». Поэта-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2