Сибирские огни, 1940, № 2
БИБЛИОГРАФИЯ ПЕРВАЯ КНИГА ПОЭТА' Первая книга. стихов поэта — его творче ская заявка на право песни, утверждение его творческого направления. Один пример. Поэтессу А. Адалис многие читатели знали давно. Но как поэта нового, своеобразного, со своим свежим восприятием мира, со своей поэтической интонацией мы узнали А. Адалис, когда вышла ее первая книга «Власть». Небольшая, но очень цель ная эта книга стихов показала нам яркую поэтическукд индивидуальность, новое явле ние в поэзии. Такой на наш взгляд и долж на быть первая книга стихов. Об этом наши молодые поэты не всегда заботятся. Чаще поэт сразу же выпускает полное собрание своих стихов, как будто читателю прежде всего интересно с академи ческой точностью изучить его творческий путь (которого еще часто и нет!) и соста вить полный каталог творений поэта! Разумеется речь идет о поэте, для кото рого выпуск сборника своих стихов не конъ юнктурное только дело, а серьезная творче ская поверка. Речь идет о поэте, у которого есть что выбрать из написанного, есть чем подтвердить свое поэтическое направление. Для этого нужна настоящая строгость поэ та к себе, настоящая тревога художника за каждое свое слово и звучание. Подтверждение этого хочется видеть в изящно изданной книге стихов поэта Евгения Березшшкого. «На Оби» — первый сборник его стихов. Но в нем довольно полно представлено все, что написано поэтом по меньшей мере за деся тилетие. Все стихи, включенные в сборник, печатались в периодике и читателю известны. Мы, следовательно, можем говорить о творчестве поэта в целом и об особенностях его поэзии, с которой знакомит нас сборник «На Оби». Книга открывается стихотворением «На Оби», настраивающем читателя на самые луч шие чувства по отношению к автору. Напи сано оно с хорошей мужественной интонаци ей, скупыми, но сильными словами. Махнув крылом на угли очага,- В распахнутые двери хлынул ветер, Влетели с ним в охотничье избушку Шум леса, неспокойный плеск, волны. Какая-то неясная тревога, Внезапно принесенная порывом, Толкнула из леской избушки выйти На крутояр взволнованной Оби... ■ 1 Евг. Березниикий. «На Оби». Стихи, стр. 83, Новоснбгиз, 1940. И дальше поэт находит слова большой любви к образу, который он создает, эпиче ски спокойный, но внутренне напряженный, суровый тон, так гармонирующий с образом мужества и железной воли — образом моло дого Сталина: Под этот мерный плеск он думал думу, Под этот шум лесной мечтал о воле. В такой же точно вечер перед бурей Пустился он в бесстрашный свои побег. Там, где кустарник рвал его одежду, Там лес теперь шумит тридцатилетиий. И внуки тех, с кем в ссылке он сдружился. Уже сложили песни про него. Но в этот вечер с ясностью предельной Передо мной встает любимый образ... Вьет ветер прядь его смолисто-черных, Не серебреных сединой волос... В стихотворении этом есть прозрачная му зыкальная «проза», какая необходима в ч? стоящем эрическом произведении. В этом стихотворении, удачно раскрывающем перед нами одну из страниц прекрасной жизни вождя, читатель сразу почувствует и особоз восириятие поэтом природы, — своеобрагие. отличающее и другие лучшие стихи сбор ника. Поэт воспринимает природу в ее сурово величественной красоте, в ее эпической мо нументальности. В других стихах мы увидим, что Берез- ницкий и человеческие чувства и образы при роды стремится передать в их героической,, стихийной силе, в могучих порывах. Поэти ческий герой Березницкого — сильный, му жественный человек, его чувства сильны -к ярки. Вот любовь: в грозовую ночь, когда бушу ет ливень, сверкают молнии, гибкая березка находит опору в об’ятьях могучего тополя. Из этого образа исходит и отношение поэта К своей любви: Я тебя березкой называю, Девушка любимая моя. Прочность чувств^ л(стих. «Гроза») прове ряется в обстановке Грозовой, на разбушевав шейся реке, которую переплывают в утлой лодке влюбленные. Буря, могучие стихйи, потрясающие приро ду и душу человека, могучесть природы и человека — излюбленные образы поэта. Если говорить о поэтической преемствен ности стихов Березницкого, можно услышать в его интонации влияние киплинговской стро гости ритмов, увидеть влияние полнокровной «земной» поэзии Багрицкого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2