Сибирские огни, 1940, № 2
страсти, дух созидания и поэтического вдох новения, который наполнял Ломоносова. Ломоносов —- дерзновенный муж науки, великий новатор, бывший нашим первым уни верситетом —• великолепный прообраз деяте ля советской науки, которая по мудрому оп ределению И. В. Сталина «не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки... обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой». (Из речи тов. Сталина на приеме в Кремле работников ^высшей школы. Сб. «За передовую науку», 1939 г., стр 7). Богатейшие россыпи талантов открыла со ветская власть в народе. Сотни тысяч сыно вей и дочерей рабочего класса и крестьян ства получили образование в ВУЗ’ах. Велико число людей советской науки, добившихся замечательных открытий, сумевших двинуть науку вперед. Перед советской наукой, перед советскими учеными открыты беспредельные перспективы и это к ним обращен призывный возглас Ломоносова: О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны . Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать! А. Высоцкий МАРФА СЕМЕНОВНА КРЮКОВА 31 января -1939 года Президиум Верхов ного Совета СССР наградил орденами 172 пи сателей и поэтов страны. Рядом с именами крупнейших литераторов стояло имя Марфы Семеновны Крюковой, замечательной русской сказительницы с Зимнего берега Белого моря. Русский народ веками хранил богатейший былинный эпос. Нет ни одного русского че ловека, который не знал бы обаятельных, любимых богатырей Илью Муромца, Добры- ню Никитича, Алешу Поповича. Былины о них — самые известные из произведений уст ного народного творчества. Они не раз были записаны и у нас в Сибири. Но главным хра нителем былинного эпоса был и остается Ар хангельский север. •Едва ли не три четверти "всех текстов былин были записаны на бере гах Онежского озера, на Печоре, Мезени, Пинеге, на берегах Белого моря, родины М. С. Крюковой. Там известны семьи, в ко торых на протяжении столетий воспитывались талантливые сказители и, таким образом,бы лины, сказки, песни и бывальщины передава лись из поколения в поколение. Род Крюко вых был одним из самых выдающихся хра нителей древней народной поэзии. В петровские времена на далеком Зимнем берегу Белого моря поселился у реки Золо- тицы новгородец Михайла Крюков. Он хоро шо знал «преданья старины глубокой» и «умел сказывать». Сын его Леонтий «пропе- вал старнны» и «в царских кабаках на поч- байтки был очень мудрый». Внук Гаврила Ле онтьевич перенял от отца и деда старинные народные произведения. И все это богатство Передал детям своим й внучке Марфе Семе новне, последней представительницы знамени того крюковского рода сказителей. Способность сказывать Марфа Семеновна унаследовала не только от дедов, но и от матери Аграфены Матвеевны, которая тоже была талантливой сказительницей. В 1899 го ду в Золотице побывал фольклорист А. В. Марков. Семья Крюковых для него явилась оогатеишим родником устного народного творчества. От Гаврилы Леонтьевича он за писал несколько былин, а от снохи его Агра фены Матвеевны — двенадцать тысяч сти хотворных строк. Марфе Семеновне тогда было 23 года. Она уже сказывала девять лет. Фольклорист просиживал с нею ночи напролет, записывая предания о делах «давно минувших дней». В 1901 году он выпустил книгу «Беломорские былины». Так впервые в фольклористике поя вилось имя Марфы Семеновны. Аграфена Матвеевна родилась и выросла на другом берегу горловины Белого моря. Этот берег называют Терским. Такик обра зом, в дочери ее Марфе Семеновне соеди нились две богатых ветви фольклора — зям- небережная и терскобережная. Она стала са мой замечательной сказительницей Поморья, крупнейшим народным поэтом. С детства Марфа Семеновна работала по хозяйству. Учиться ей не дали. Правда, одну зиму она посещала школу, а потом отец за претил. — Все равно кассиршей не будешь, — сказал он. — А траву косить можно и без грамоты. Так Марфа осталась без «мудрого ученья- да», без «образованьица». Она и сейчас чи тает только по складам. Ей помогает исключительно ёмкая память. Марфу Семеновну по праву называют «живой историей» русского народа. От Марфы Семеновны записано 166 былин. Они составят три больших тома. Кроме того, от нее записано шесть сказок (одна из них «Про Ногай-птицу» размером в восемь печат ных листов), четыреста двенадцать пословиц и много песен. Один свадебный обряд состо ит из 166 песен. До М. С. Крюковой история русского фольклора не знала ни одного сказителя, который обладал бы столь богатым репер туаром. Но Марфа Семеновна не передает былины «из слова в слово», она каждую из них до полняет и обогащает, как бы создает заново. В 1899 году А. Марков записал от нее бы лину «Гарвее». В былине было 258 стихов. Через тридцать четыре года В. Чужимов снова записал эту былину со слов Марфы Семеновны. В тексте оказалось уже 956 стихов. Марфа Семеновна сложила не один деся ток новых повествований в стихах. Она их называет «Новинами». К 50-лепш творческой деятельности знаменитой сказительницы вы шла книга ее «Новин». Слагая «пропеваньица» о наших днях, Марфа Семеновна распространяет на них бы линную традицию. Она идет от древнерус ских богатырей. Известно, что русские бога тыри окаменели. Этим они напоминают ар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2