Сибирские огни, 1940, № 2

жаются к нынешнему временя... Он был вели­ кий поэт». О чем же пел Ломоносов в своих стихах, преимущественно в торжественных одах? В Ломоносове гармонически сочетался великий ученый и вдохновенный поэт. В оде «Утрен­ нее размышление о божием величестве» он дает изумительную картину солнца: Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к солнцу бренно наше око Мало приблизившись воззреть: Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно океан. Там огнены валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны Крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. '»"Как научная работа, так и поэзия Ломоно­ сова направлена к тому, чтобы утвердить си­ лу и власть человека над мировыми стихия­ ми, чтобы превратить человека из раба при­ роды в ее господина. В стихотворном «Пись­ ме о пользе стекла» Ломоносов не только блестяще доказал огромное значение стекла для науки, искусства и повседневной жизни, но и словами истинной поэзии прославил дерзновеннейшего человека — Прометея, по­ хитившего для людей небесный огонь. Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки. Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки, Предерзкого к горе великой приковал И сильному орлу на растерзанье дал. Он сердце" завсегда коварное терзает, На коем снова плоть на муку вырастает. Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит И кровь чрез камни вниз текущая шу­ мит... '^Ломоносов, принужденный в своих одах восхвалять сильных мира сего, все же в каж­ дой из них остается свободнейшим певцом природы, науки, певцом будущего прогресса России. Он обращается к русским ученым с призывом, волнующе звучащим й в наше вре­ мя величайших успехов советской науки: Пройдите землю и пучину. И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечастно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет. - \ Ломоносов опередил свое время и ясным взором величайшего ученого XVIII столетия видел, какое грандиозное изменение сделают науки, если их применить к неисчерпаемым богатствам России. Вполне понятно, что Ломоносов неодно­ кратно обращается в своих стихах к образу Петра Великого, как к строителю новой Рос­ сии: Пою премудрого российского героя, Что грады новые, полки и флоты строя От самых нежных лет со злобой вел войну, Сквозь страхи проходя, вознес свою страну: ...Среди военных бурь науки нам открыл И мир делами весь и зависть уди ви л ^ Весьма большой интерес представляет рас­ суждение Ломоносова «О качествах стихо­ творца». Ломоносов писал: «Многих наук со­ вершенство имеет свои пределы, но стихо­ творство иметь их не может Чтобы быть со­ вершенным стихотворцем, надобно обо вс эх науках иметь довольное понятие, а во мно­ гих •—• совершенное знание и искусство. Не довольно того, что стихотворец услаждать желает, когда он ничего научить не мо­ жет». /Никто так глубоко, как Ломоносов, в его время не понимай, что распространение наук и просвещения требует литературного языка,, что залогом общей культуоы является куль­ тура языка. Он деятельно занимался улучше­ нием русского литературного языка, освобо­ ждая его от церковно-славянских пут и при­ ближая его к разговорной речи народа. Уче­ ние Ломоносова о «трех штилях» языка уза­ конивало третий — «низкий штиль» — про­ стонародный, расширило ; народную, нацио­ нальную. основу русской речи, сделало ее еще более яркой, выразительной и гибкой^ Ломо­ носов заложил основание русской техниче­ ской и научной терминологии. Им введены в употребление выражения точного научного языка, которые применяются и теперь всеми нами, как то: законы движения, земная ось, преломление лучей, магнитная стрелка, удель­ ный вес, огнедышащие горы и т. д. и т. и- 1В своей «российской грамматике» Ломоно­ сов заложил основы русского научного язы­ коведения, по ней училось несколько поколе­ ний. Ломоносов пишет «Риторику», — которая; по существу явилась «теорией словесно­ сти», —• длительное время влиявшую на рус­ скую школу и литературу. Оценивая значение трудов Ломоносова, как реформатора русского языка, Пушкин гово­ рил, что Ломоносов открыл «истинные источ­ ники нашего поэтического языка». Из этого источника затем черпали свое поэтическое искусство и Пушкин и Лермонтов, в свою очередь высоко поднявшие русский литера­ турный язык. Как ученого и поэта, Ломоносова отлича ют богатство идей, пафос нрвой культуры и- общественной пользы. Для Ломоносова ра­ дость познания и радость творчества был» основами его жизненной целеустремленности. Гений Ломоносова в эпоху, в которую о» жил, не мог быть понят и оценен. Это была самая мрачная эпоха в истории послепетров­ ской России, вершителям судеб которой не­ доступно было понять и оценить стремление Ломоносова: «Мое единственное желание со­ стоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда мо­ гут произойти многочисленные Ломоносовы». А ведь один из тогдашних тупых заправил Академии • Тауберт говорил: «Разве нам де­ сять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость!» Советский народ, победоносно строящий коммунистическое общество, глубоко ценит своего гениального сына — великого Михай- ла Ломоносова. Советскому народу понятен и кровно близок тот дух глубокой научной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2