Сибирские огни, 1940, № 2

ЛИТЕРАТУРНЫМ КАЛЕНДАРЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫН РУССКОГО НАРОДА До основания Петром I Петербурга — Ар­ хангельск и вообще Поморье было для Руси «окном в Европу». В устье Северной Двины приезжали иностранные купцы и вели торгов­ лю с Москвой. Поморы — предприимчивые жители Беломорского Севера —• занимались различными промыслами и плавали к берегам .Швеции и Норвегии. Сюда, на Север, бежали от гнета властей и помещиков крестьяне, не желавшие оставаться рабами. Здесь селились раскольники, уходя от преследований церков­ ной власти. Здесь возникли крупные монасты­ ри, которые занимались хозяйственной и куль­ турной деятельностью. Культурный уровень населения Поморья был сравнительно высо­ ким. Среди крестьян-поморов были распро­ странены книги. В сотне верст от города Хсш- могор еще в 1670 году в одном из монасты­ рей была основана типография. В самих Хол- могорах в начале XVIII века открылось ду­ ховное славяно-латинское училище, сыгравшее большую роль в распространении просвеще­ ния. Вот здесь-то «на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоно­ сов» (Белинский). Отец его, Василий Дорофее- вич, государственный крестьянин села Дени- совки, расположенного против Холмогор, на своем европейски оснащенном корабле — га­ лиоте доезжал до портов Скандинавии. В этих плаваниях в заморские страць 1 принимал уча­ стие и его сын Михайла Ломоносов. В род­ ной деревне Михайла научился грамоте, здесь у него развилась страсть к науке и к поэзии. «Арифметика» Леонтия Магницкого, в кото­ рой были изложены не только основы мате­ матики, но и физики, географии, астрономии, навигации, стихотворное переложение псалты­ ри Симеона Полоцкого, наконец, грамматика церковно-славянского языка Мелетия Смот- рицкого, содержавшая также «правила» тео­ рии литературы и стихосложения, — эти кни­ ги были «вратами учености» Ломоносова, про­ будившими в нем жажду знаний и деятель­ ности. В декабре 1730 года Ломоносов ушел из дому и направился учиться в Москву. В чис­ ле двенадцати студентов Московской Заико- нсспасской академии, «не последнего, по на­ шему мнению, остроумия», как характеризо­ вал их ректор академии, Ломоносов направ­ ляется в Петербург, а вскоре, в числе только трех наиболее способных студентов, — в Гер­ манию. Они должны были там изучить горное дело, металлургию, чтобы затем, возвратясь •в Россию, разрабатывать природные богатства страны, в частности Сибири. И всюду — и в Москве, и в Германии — Ломоносов, изучая самые разнообразные науки: философию, фи­ зику, механику, химию, математику, теорию литературы, — проявляет смелбст£ в научных изысканиях, соединенных с практическим дей­ ствием и большую любовь к искусству, В 1741 году Ломоносов возвращается в Рос­ сию вполне сложившимся крупнейшей величи­ ны ученым и поэтом и начинает необычайно­ кипучую и плодотворную деятельность гени­ ального энциклопедиста, которая может быть сравнима только с деятельностью таких ве­ ликих людей, как Аристотель, Галилей, Лео­ нардо да Винчи. Ломоносов видел, какие ог­ ромные задачи стоят перед Россией, где рос огромный под’ем творческой энергии народа, разбуженного петровскими реформами. Он сам в себе чувствовал титанические силы, силы своего народа, и всю свою жизнь посвятил созданию русской науки, русской культуры, русского языка и литературы. Ломоносов на каждом шагу встречал поме­ хи и противодействия. Эти помехи чинили ему все — и царица Екатерина, и вельможи, и ученые-чиновники, засевшие в Академии наук. Все они не были заинтересованы в том, что­ бы русский народ был грамотен и культурен. Ломоносов писал: «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двад­ цать лет; стоял я за них смолоду; на ста­ рость не покину». В другом месте он пишет: «За то. терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое довольство». Колоссальна была деятельность Ломоносо­ ва! Он работал в области всех известных в то время наук и почти в каждой из них он сделал замечательные открытия. Ломоносов одновременно — философ, физик, химик, ме­ таллург, географ, биолог, астроном, филолог. Ломоносов был подлинщлм энциклопедистом, ученым, умеющим открывать широкие гори­ зонты в каждой науке, благодаря своим изу­ мительно глубоким знаниям и ясному уму. Для Ломоносова наука и жизнь были неот делимы. Он знал, что только наука может дать верное об’яснение мира, что законы дей­ ствительности заключены в самой действи­ тельности, а не даны извне. Материалистиче­ ское мышление Ломоносова видно в его «Рас­ суждениях о причинах теплоты и стужи», где он писал: «Из всего этого совершенно очевидно, что имеется достаточное основание теплоты в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2