Сибирские огни, 1940, № 2
ЛИТЕРАТУРНЫМ КАЛЕНДАРЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫН РУССКОГО НАРОДА До основания Петром I Петербурга — Ар хангельск и вообще Поморье было для Руси «окном в Европу». В устье Северной Двины приезжали иностранные купцы и вели торгов лю с Москвой. Поморы — предприимчивые жители Беломорского Севера —• занимались различными промыслами и плавали к берегам .Швеции и Норвегии. Сюда, на Север, бежали от гнета властей и помещиков крестьяне, не желавшие оставаться рабами. Здесь селились раскольники, уходя от преследований церков ной власти. Здесь возникли крупные монасты ри, которые занимались хозяйственной и куль турной деятельностью. Культурный уровень населения Поморья был сравнительно высо ким. Среди крестьян-поморов были распро странены книги. В сотне верст от города Хсш- могор еще в 1670 году в одном из монасты рей была основана типография. В самих Хол- могорах в начале XVIII века открылось ду ховное славяно-латинское училище, сыгравшее большую роль в распространении просвеще ния. Вот здесь-то «на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоно сов» (Белинский). Отец его, Василий Дорофее- вич, государственный крестьянин села Дени- совки, расположенного против Холмогор, на своем европейски оснащенном корабле — га лиоте доезжал до портов Скандинавии. В этих плаваниях в заморские страць 1 принимал уча стие и его сын Михайла Ломоносов. В род ной деревне Михайла научился грамоте, здесь у него развилась страсть к науке и к поэзии. «Арифметика» Леонтия Магницкого, в кото рой были изложены не только основы мате матики, но и физики, географии, астрономии, навигации, стихотворное переложение псалты ри Симеона Полоцкого, наконец, грамматика церковно-славянского языка Мелетия Смот- рицкого, содержавшая также «правила» тео рии литературы и стихосложения, — эти кни ги были «вратами учености» Ломоносова, про будившими в нем жажду знаний и деятель ности. В декабре 1730 года Ломоносов ушел из дому и направился учиться в Москву. В чис ле двенадцати студентов Московской Заико- нсспасской академии, «не последнего, по на шему мнению, остроумия», как характеризо вал их ректор академии, Ломоносов направ ляется в Петербург, а вскоре, в числе только трех наиболее способных студентов, — в Гер манию. Они должны были там изучить горное дело, металлургию, чтобы затем, возвратясь •в Россию, разрабатывать природные богатства страны, в частности Сибири. И всюду — и в Москве, и в Германии — Ломоносов, изучая самые разнообразные науки: философию, фи зику, механику, химию, математику, теорию литературы, — проявляет смелбст£ в научных изысканиях, соединенных с практическим дей ствием и большую любовь к искусству, В 1741 году Ломоносов возвращается в Рос сию вполне сложившимся крупнейшей величи ны ученым и поэтом и начинает необычайно кипучую и плодотворную деятельность гени ального энциклопедиста, которая может быть сравнима только с деятельностью таких ве ликих людей, как Аристотель, Галилей, Лео нардо да Винчи. Ломоносов видел, какие ог ромные задачи стоят перед Россией, где рос огромный под’ем творческой энергии народа, разбуженного петровскими реформами. Он сам в себе чувствовал титанические силы, силы своего народа, и всю свою жизнь посвятил созданию русской науки, русской культуры, русского языка и литературы. Ломоносов на каждом шагу встречал поме хи и противодействия. Эти помехи чинили ему все — и царица Екатерина, и вельможи, и ученые-чиновники, засевшие в Академии наук. Все они не были заинтересованы в том, что бы русский народ был грамотен и культурен. Ломоносов писал: «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двад цать лет; стоял я за них смолоду; на ста рость не покину». В другом месте он пишет: «За то. терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое довольство». Колоссальна была деятельность Ломоносо ва! Он работал в области всех известных в то время наук и почти в каждой из них он сделал замечательные открытия. Ломоносов одновременно — философ, физик, химик, ме таллург, географ, биолог, астроном, филолог. Ломоносов был подлинщлм энциклопедистом, ученым, умеющим открывать широкие гори зонты в каждой науке, благодаря своим изу мительно глубоким знаниям и ясному уму. Для Ломоносова наука и жизнь были неот делимы. Он знал, что только наука может дать верное об’яснение мира, что законы дей ствительности заключены в самой действи тельности, а не даны извне. Материалистиче ское мышление Ломоносова видно в его «Рас суждениях о причинах теплоты и стужи», где он писал: «Из всего этого совершенно очевидно, что имеется достаточное основание теплоты в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2