Сибирские огни, 1940, № 2
Знобило. Одеться не дали ему. Он знал: не вернется обратно в тюрьму, Где стоны, тяжелые вздохи, Где весят полпуда замки у дверей, Где тощие крохи гнилых сухарей, где жирные блохи. В тюрьму не вернется. Навстречу летят избушки, заплоты косые, Мелькнул перекресток. Витрина, плакат— . призыв к возрожденью России. Закрыло сугробом. Но вот и опять — Россия со скорбью во взоре. Удастся ли вам, идиоты, распять Россию на омском заборе! Промерзлая плесень, кровавая слизь на бревнах, на камне, на плахах — Все сзади. Все призраки вспять понеслись — орда в башлыках и папахах. («Сестра»), Прочитав внимательно этот отрывок, становится явным, что его формане слу чайна — она определена его содержани ем. Арестованного большевика ведут из колчаковскотйюрьмы расстреливать. Мар тыновне показывает прямо душевного со стояния человека в этот момент, а между тем в отрывке оно чувствуется очень яр ко. В десяти строчкахдан и внутренний мир большевика, везомого на1казнь, и его непримиримосткь врагам, и облик врагов, и картина колчаковского Омска. При такой насыщенности трагическимоибразами поэ ту необходимобыло найти какое-то адек ватное и внешнее выражение. Богаыт стихи Мартынова и в звуковом отношении. Оригинальная звуковая ор ганизация стиха помогает читателю арче видеть рисуемую поэтом картину. Привставши, гикнул вдруг Илья. Дорога,... Прорубш.. Полынья... Рвануло. Встал горбом сугроб. Плеснуло. Брызнуло. В галоп! В галоп несутся казаки, Но друг от друга далекш Один отстал, другой отстал. Обрывы. Берег дыбом встал... Круч яр. Там свищет гибкий тал. Шпицрутен так бы не свистал, Как свищет тал, как хлещет тал!.. («Рассказ про Федьку-варнака»). Задыхающийся стремительный ритм, преобладание коротких резких слов, ла конизм фраз, ритмические и смысловые повороты — вое вместе взятое дает яр кие дополнительные тона к содержанию отрыква, позволяет лучше воспринятьего чувственно-конкретную основу. Слышишь топот лошадей, свист воздуха, встряхива ние саней на ухабах. Легкость и непринужденность, с каки ми Мартынов владеет форьмальными приемами, помогаютему в создании вы разительного диалога.В его поэмах гово рят всегда живьге люди. Благодарявысо кому мастерству поэта, специфика сти хотворного построения диалгоа не лишает его реалистичности, естественности. Ког да в «Правдивой истории об Увинькае» архиерейская племянница спрашивает: — О, Увинькай! Давно ль ты глух? Я вижу — «Пленника кавказского» Читаешь ты. Прочти же вслух! Я знаю: «на своих порогах черкесы праздные сидят». О чем черкесы говорят? Ну, ну! Читай мне все подряд, о чем черкесы говорят. то нам сразу становится ясным характер и внутренний облик говорящей — ее своенравность, капризность, н»культур-, кость, и полное равнодушие к поэзии Пушкина.Интонация живой речи переда на превосходно. Очень интересна в отношении диалога сцена в тобольксом кабаке из «Рассказа про Федьку-варнака». В ней речью наде лены шесть персонажей и у каждого она своеобразна и оправдана его настроением и положением' в обществе. Единственно в чем можно упрекнуть Мартынова, так это порой в излишнем пристрастии к диалгоу. Им, на наш взгляд, поэмы Марыт нова не сколько перегружены, что иногда идет в ущерб долгому раскрытию характеров персонажей. Своеобразие поэтического мастерства Л. Мартынова заслуживает специаль ного исчерпывающего анализа. Мы же за тронули этот вопрос лишь поскольку это было необходимо иля беглой характери стики творчества Л. Мартынова. Л. Мартынов представляет собой одну из яркихфигур в советской поэзии. Он имеет в своем творчестве многоеиз того, что открывает ему дорогу в подлинным высотам поэзии — большой поэтический талант, свежее оригинальное восприятие мира, свой, мартыновскигйо,лос.Но самое важное <в его творчестве — это непре рывноестремление поэта к совершенство ванию. Он не прекращает своих поисков, не успокаивается на достигнутых резуль татах. Он все время в движении, и путь, проделанный им за т|ри последних года, говорит нам о высокой активности поэта, о большой его собранности и целеустрем ленности. Мы вправе ждать от Л. Марты нова новых интересных и нужных для нас поэтических произведений. г. Омск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2