Сибирские огни, 1940, № 2
Покой четырех стен нарушен — в них ворвались подлинные человеческие чув ства. Гневное начало этого отрывка, кос ноязычнаяречь гостя, неожиданное введе ние теплого «ты», смелая и в то же вре мя полная задушевной нежности метафо ра: пляска мотыльков— смятенье чувств, придают этому отрывку поразительную правдивостьЭ.то — «лучшее место в сти хотворении, вообщемастрески написанном. Жена художника, сравниамя с «пре-, красным пленным растением, ушедшим корнями в огород»,где: Хрен седой торчит с тобою рядом, И хнычут репы, что земля на грядах Черна... И всех своим нехитрым ядом Перетравить мечтает белена. И солнца нет. Гость не может мириться с этим позор ным пленом. Он мечется по городу, поки нув дом художника, в надежде найти се бе под ержку, игае находит— перед ним домохозяйки,«крестясь, захлопыавли две ри и плотно занавешивали овна». Он вы ходит, после бессонной ночи, в полеи там ждет восхода солнца, по и здесь нет по коя — голоса растений шепчут ему вла стно: «ищи! ищи!» И вдруг на перекрестке Дорог, ведущих в будущие годы, Ты появилась.,.. Предчувствие не обмануло его. «Гость невольный» покинул чудный огород. Сила любви и ненависти, пробужденная в жене художника пришельцем, помогла ей разор ватьпуты плена и выйти в широкое ноле просыт х человеческих радостей, под жи вотворящее .солнце творческоготруда. Конец стихотворения замечателен по своей спокйоной торжественности: ' Все кончилось. На розовой поляне Пьем молоко, закусываем хлебом. И пахнет недозрелой земляникой Твой теплый хлеб. Июльская земля Нам греет ноги. Ласкова к скитальцам Всезнающая, мудрая природа. Подсолнух!. Из чужого огорода Вернулся ты в родимые поля! В «Подсолнухе» имеется некоторое про тивопоставление города — природе. В этомнр нужно видеть подновленногпори зыва «назад, в природу». Город в «Под солнухе» —• мир прошлого, провинциаль ный Окуров, застойный быт которого искажал в человеке все человеческое. Поле, где «дороги ведут в будущие годы», к новым городам — это новый мир, мир освобожденного человека, мир простых естественных чувств,мир смелого творче ства— наша советская действительность. Ту же действенность чувства, рожден ную в борьбе нового со старым, мы на ходим и в других лирическихстихотворе нияхЛ. Мартынова. В «Рассвете», напри мер, она выражена несколько мягче, бо лее сдержанно. Любовь и старый, порос-- шиц мохом, город — вот контрастыэто го стихотворения, из которыхвозникает активность, чувств. Рассвет над старым захолустным городом подоебн обновялю щемупожару. Даже такие лирические ми ниатюры, полные трогательного печаль ного очарованияк, ак «Грусьт» ,и «Корот кое лето» пронизаныхорошей мужествен ной простотой. Мартынов-лирик известен, к сожале нию, значительно меньше, чем Марты- нов-эипческий поэт. Междутем оригиналь ность и свежесть его лирических стихов,, тема борьбы нового со старым, лейт-мо тивом звучащая в них, активность вос приятия мира поэтом,— делают творче ство Мартынова в этом жанре чрезвычай но интересным и нужнымдля советского читателя. И особенно в наши дни, когда одной из первоочередных задач социали стического общества является борьба с пережитками капитализма в сознании лю дей и очищение человеческих чувств, от всего наносного, коверкающего их,привне сенного старымсоциальным устройством- ❖ ❖ * Поэтическое мастерство Мартынова ск ладывается из хорошего усвоения поэтом, лучших образцов прошлой и современной, русской поэзии и из непрестанной борьбы поэта с установившимися в литературе нормами. Что прежде всего бросается в глаза при чтении стихов Л. Мартынова? Не обычное их графическое построение и обильнаянасыщенность рифмами. Строчки поэм и стихов неровны,рифма не обяза тельно находится в конце строки, она ча сто помещена в средине, даже в начале,, в текст вставлены прозаические обороты,, размер свободный. Иные стихотворения и куски поэм представляют собой целые •гроздья рифм («Пленный швед», «Прово ды зимы» п т. д.), что отнюдь не придает им монотонногозвучаиня. Дело в том, что пауза рифмы как таковая не важна для Мартынова. Ов строит свои стихи преиму- щеотвеяно на смысловых паузах. Но внешняя хаотичность формы стиховЛ. Мар тыновавсегда оправданаих содержанием
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2