Сибирские огни, 1940, № 2

Покой четырех стен нарушен — в них ворвались подлинные человеческие чув­ ства. Гневное начало этого отрывка, кос­ ноязычнаяречь гостя, неожиданное введе­ ние теплого «ты», смелая и в то же вре­ мя полная задушевной нежности метафо­ ра: пляска мотыльков— смятенье чувств, придают этому отрывку поразительную правдивостьЭ.то — «лучшее место в сти­ хотворении, вообщемастрески написанном. Жена художника, сравниамя с «пре-, красным пленным растением, ушедшим корнями в огород»,где: Хрен седой торчит с тобою рядом, И хнычут репы, что земля на грядах Черна... И всех своим нехитрым ядом Перетравить мечтает белена. И солнца нет. Гость не может мириться с этим позор­ ным пленом. Он мечется по городу, поки­ нув дом художника, в надежде найти се­ бе под ержку, игае находит— перед ним домохозяйки,«крестясь, захлопыавли две­ ри и плотно занавешивали овна». Он вы­ ходит, после бессонной ночи, в полеи там ждет восхода солнца, по и здесь нет по­ коя — голоса растений шепчут ему вла­ стно: «ищи! ищи!» И вдруг на перекрестке Дорог, ведущих в будущие годы, Ты появилась.,.. Предчувствие не обмануло его. «Гость невольный» покинул чудный огород. Сила любви и ненависти, пробужденная в жене художника пришельцем, помогла ей разор­ ватьпуты плена и выйти в широкое ноле просыт х человеческих радостей, под жи­ вотворящее .солнце творческоготруда. Конец стихотворения замечателен по своей спокйоной торжественности: ' Все кончилось. На розовой поляне Пьем молоко, закусываем хлебом. И пахнет недозрелой земляникой Твой теплый хлеб. Июльская земля Нам греет ноги. Ласкова к скитальцам Всезнающая, мудрая природа. Подсолнух!. Из чужого огорода Вернулся ты в родимые поля! В «Подсолнухе» имеется некоторое про­ тивопоставление города — природе. В этомнр нужно видеть подновленногпори­ зыва «назад, в природу». Город в «Под­ солнухе» —• мир прошлого, провинциаль­ ный Окуров, застойный быт которого искажал в человеке все человеческое. Поле, где «дороги ведут в будущие годы», к новым городам — это новый мир, мир освобожденного человека, мир простых естественных чувств,мир смелого творче­ ства— наша советская действительность. Ту же действенность чувства, рожден­ ную в борьбе нового со старым, мы на­ ходим и в других лирическихстихотворе­ нияхЛ. Мартынова. В «Рассвете», напри­ мер, она выражена несколько мягче, бо­ лее сдержанно. Любовь и старый, порос-- шиц мохом, город — вот контрастыэто­ го стихотворения, из которыхвозникает активность, чувств. Рассвет над старым захолустным городом подоебн обновялю­ щемупожару. Даже такие лирические ми­ ниатюры, полные трогательного печаль­ ного очарованияк, ак «Грусьт» ,и «Корот­ кое лето» пронизаныхорошей мужествен­ ной простотой. Мартынов-лирик известен, к сожале­ нию, значительно меньше, чем Марты- нов-эипческий поэт. Междутем оригиналь­ ность и свежесть его лирических стихов,, тема борьбы нового со старым, лейт-мо­ тивом звучащая в них, активность вос­ приятия мира поэтом,— делают творче­ ство Мартынова в этом жанре чрезвычай­ но интересным и нужнымдля советского читателя. И особенно в наши дни, когда одной из первоочередных задач социали­ стического общества является борьба с пережитками капитализма в сознании лю­ дей и очищение человеческих чувств, от всего наносного, коверкающего их,привне­ сенного старымсоциальным устройством- ❖ ❖ * Поэтическое мастерство Мартынова ск­ ладывается из хорошего усвоения поэтом, лучших образцов прошлой и современной, русской поэзии и из непрестанной борьбы поэта с установившимися в литературе нормами. Что прежде всего бросается в глаза при чтении стихов Л. Мартынова? Не­ обычное их графическое построение и обильнаянасыщенность рифмами. Строчки поэм и стихов неровны,рифма не обяза­ тельно находится в конце строки, она ча­ сто помещена в средине, даже в начале,, в текст вставлены прозаические обороты,, размер свободный. Иные стихотворения и куски поэм представляют собой целые •гроздья рифм («Пленный швед», «Прово­ ды зимы» п т. д.), что отнюдь не придает им монотонногозвучаиня. Дело в том, что пауза рифмы как таковая не важна для Мартынова. Ов строит свои стихи преиму- щеотвеяно на смысловых паузах. Но внешняя хаотичность формы стиховЛ. Мар­ тыновавсегда оправданаих содержанием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2