Сибирские огни, 1940, № 2
мечтает о счастьевсего трудящегося на рода. Поиски рая терпят неудачу и Лощи лки находит себе щриют среди рабочего люда окраин, где люты были люди. Сгоряча И по кокарде, и в орел двуглавый садили половиной кирпича. ‘Приют сей не был вертоградом, а здесь скорей попахивало адом. И в этом аду Мартынов не перестает мечтать об эдеме для трудящихся, но те перь он ®нает. что этот эдем нужно за воевать собственнымриуками, бороться за него, и из уст его вылетают уже не просьбы, а требования и угрозы: 'Пора настанет! Наши будут горы, и степи, и зеленые леса! Художественно эта поэма стоит очень .высоко и если бы не некоторые срывы, о которыхмы уже упоминалит,о в этом отношении она не уступила бы «Правди вой историиоб Увиникае». И, наконец, в «Сестре» появившейся в печати в конце прошлогогода, мы встре чаемся уже с - образом большевика-рево- люционе-ра, вождя народных масс. Трудно давать сейчас оценку «Сестры», так как она является толькочастьюбольшогоэпи ческого произведения. Нужно только от метить, что и в этом отрывке поэт пока зал себя большим мастером— смелая об рисовка человечеюких характеров, чет ность мысли, своеобразное ритмичсекоепо строение «Сестры» ставит ее в ряд с лучшими произведениями Л. Мартынова. * Леонди Мартынов не1только автор исто рических поэм и стихотворений. Есть еще Нартынов-лирик. В этом жанре он не так плодовит,как в эпическомн, о не менее интересен и оригинален. Лирика Мартынова — мужественна, ак тивна, в ней нет места расслбаляющим, мечтательнымнотам. Чувства человека даны в движеини, в непосредственной связи с борьбой нового и старого. Любовь, напримерв, лирических стихах Л. Мар тынова идет рука об руку с ненавистью, с хорошей ненавистью ко всему, что ко веркает здоровогочеловека, лишает его ’творческих сил, искренних чувств. Любовь дается поэтом, как стимул к высокому творчеству и активному действию. В этом несколькотривиальнозвучащем противо поставлении любви — ненависти у Мар тынова нет ничеог пошлого.Он умеет на ходить для его выражения новые свежие образы,яркие краски, оригинальные поэ тические приемы. Наиболее характерным для Мартынова- лирика является стихотворение (скорее небольшая поэма) «Подсолнух». Активная тема лирики любовь -— ненависть — творчество выражена в нем с подлинным поэтическимблеском, искрение, сильно. Начало стихотворения сразу вводит чита теля в мир противополошшостей: Сонм мотыльков вокруг домовладенья Порхал в нетерпеливом хороводе, Но, мотыльков к себе не допуская, Домохозяин окна затворил И мне, судьбой дарованному гостю, . Открыл он двери тоже неохотно. В этот дом не допускаются полнокров ные человеческие чувства, в нем «творче ство в запрете». Хозяин дома — худож ник давноуже растерял дерзания юности и прикидывает,как бы из былых поло тен выкроить себе портняки. Он пленник затхлого мирка четырех стен, где даже предметы враждебно встречают свежего человека: Густое ежевичное варенье Таращило засахаренный глаз. И пироги пыхтели, осуждая, И самовар заклокотал, как тульский Исправник весь в медалях за усердье: Как будто б я все выпью, все пожру! Приехала жена художника. Гость ждет, что «поджавшигйубки ангел, дыша пачу лями, шурша батистом, старообразно вы порхнет к столу». Но входит не «англе и не дьявол», А теплое, здоровое созданье, Такой же гость невольный, как и я. Возмущение гостя, мгновенное зарож дение любви, первое ее активное действие выражены далее с большой убедительно стью. Жена ему? Нет! Это толки, враки, Рожденные в домашнем затхлом мраке. Ему, который высох, точно посох, Вовек не целовать такой жены! Я это понял. Одного лишь только Не смог понять, откуда мне знакомы Лицо твое, — твои глаза и губы ■ И волосы, упавшие на лоб. Я закричал: «Я видел Вас когда-то, Хотя я Вас и никогда не видел, Но, — тем не менее, — я видел Вас сегодня, Хотя сегодня я не видел Вас!» И, повторив: «Я Вас недавно видел, Хотя не видел... Чаю? Нет, спасибо, Нс хочется!» — я вышел на веранду, Где яростно метались мотыльки. Ты закричала: «Возвратись тотчас!» Я на веранду дверь открыл широко, И в комнату влетело сорок тысяч Танцующих в прохладе мотыльков...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2