Сибирские огни, 1940, № 2
войисторииоб Увинькае». Омск, захолуст ная омская крепостьс первыхстрок поэ мы стоит в центре больших событий, имеющих' непосредственное отношение к политической и «культурной жизни Росии того времени. В этой поэме мы встречаемся с декабристамис, Пушки ным, с Николаем I, с герояминациональ ной освободительнойборьбы казахов. В ней слышатся отголоски французскобйур жуазной революции1789 года. ¡Написан ная в юбилейныйпушкинскийгод, она имеет прямое отношение и к нашим дням. Казахский юноша Увинькай, воспитанник омской школы толмачей, является фоку сом, в которой сведены автором эти слож ные линии. Они имеют непосредственное влияние на его мысли, поступки, форми рование характера. Единство художественного воздействия при такой многолинейвостисторических поэм Л. Мартынова достигается чрезвы чайно умелым и талантилвым их образ ным построением. Поэтический образ у Л. Мартынова почти никогда не бывает одиноким — он сцеплен с другими обра зами поэмы, находится в непрервыном взаимодействиис ними. Особенно ярко, мастерски это выражено в «Правдивой историиоб Увинькае». Другой важной особенностью историче ских поэм Л. Мартынова является ихидей ная целеустремленность. Действие впоэме всегда подчинено главной идее. В «Рас сказе про Федьку-вранака» такой иде й является вера в творческиесилы русско го народа; в «Поэме о русскоминжене ре» — глубоикй патриотизм рус кого че ловека; в «Искаетле рая» — зарождение революционнопйсихологиив русскомна роде. Развитие идеи дается Мартыновым в поэмахне путем рационалистического убеждения, а через образ, через то спле тение и внутреннююсвязь всех компонен тов поэмы, о котором мы упоминаливыше. Лишь иногда Мартынов не выдержи вает этого и забывает прекрасно© прави ло Энгельса: «Тенденция должна сама по себе вытекать из положения и дейст вия— без того, чтобы на это особо ука зывалось»... Особенно грешит против это го поэма «Искательрая». В ряде мест поэмы тенденция ее дана слишкомгрубо, обнаженно, оторванно от образной ткани (например, думы Мартына Лощплинао рае, реплики Лощилинаодноногму сол дату, заключительны© строкипоэмы). То же самое, правда, в меньшей степени имеется и в «Рассказе про Федьку-варна- ка», где в конце поэмы автор зачем-то счел нужным риторичсеки предсказывать скорое появление Пугачева, тогда как это само собой понятно из всего текста поэмы. Исторические произведения Л. Марты нова всегда ограничены по месту их дей ствия, географически конкретны. Боль шинство из них связано с Омском, с за падной и южнойСибирью. Даже в таких поэмха, как «Искатель рая» и «Поэма о русском инженере», где мейго действия точно неизвестно, колорит поэмы, ее ге рои позволяют читателю без труда опре делитьего. Поэмы свободны от обремени тельной этнографичности ненужной эк зотики. Связь с Сибирью в поэмах— орга ническая. Мартынов осуществляет ее без всякой навязичвости для читателя, совер шенно естественно, легко, свободно. Яр кий эпитет, меткое сравнение, скупой, но выразительныйпейзаж — вон' те художе ственные средства, которыми пользуется Мартынов для этой цели. Весьма интересен творчексий путь Л. Мартынова — исторического поэта за последние годы. В нем ясно наметлиось приближение к темам большого общест вен»ного значения и закономерный отход от исторических тем. В первой крупной исторической поэме «Правдивая история об Увинкьае» Марты нов еще не показывает непосредственно народныхмассв революциономдействии. В поэме ощущается только стремление автора к этому. Лишь в заключительных сценах поэмы юноша Увинькай превра щается из страдательного лица истощи в ее активного участника. Он примыкает к восставшим казахам. В следующей поэме «Рассказ про Федьку-варнака» Мартынов продолжает развивать дальше намеченную имв «Прав дивой истории» линию. Поэма охватывает период времени перед широким народным движением Пугачева. Герои ее — ямщи ки Черепановы, казаки омской крепости уже пытаются боротсья с событиямиО.ни активны.Лейт-мотив поэмы — глубокая вера автора в творческие силы трудового рус кого люда,— сообщает ей более силь ное в общественном отношении звучание, чем у предыдущей поэмы. В «Искателе рая» Мартыновуже вплот ную подходит к нашему времени, к пред революционным годам. Развитие темы о народе не могло не привести Мартынова к этому. В герое поэмы Мартыне Лощи- лине зреет революционное сознание. Он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2