Сибирские огни, 1940, № 2

войисторииоб Увинькае». Омск, захолуст­ ная омская крепостьс первыхстрок поэ­ мы стоит в центре больших событий, имеющих' непосредственное отношение к политической и «культурной жизни Росии того времени. В этой поэме мы встречаемся с декабристамис, Пушки­ ным, с Николаем I, с герояминациональ­ ной освободительнойборьбы казахов. В ней слышатся отголоски французскобйур­ жуазной революции1789 года. ¡Написан­ ная в юбилейныйпушкинскийгод, она имеет прямое отношение и к нашим дням. Казахский юноша Увинькай, воспитанник омской школы толмачей, является фоку­ сом, в которой сведены автором эти слож­ ные линии. Они имеют непосредственное влияние на его мысли, поступки, форми­ рование характера. Единство художественного воздействия при такой многолинейвостисторических поэм Л. Мартынова достигается чрезвы­ чайно умелым и талантилвым их образ­ ным построением. Поэтический образ у Л. Мартынова почти никогда не бывает одиноким — он сцеплен с другими обра­ зами поэмы, находится в непрервыном взаимодействиис ними. Особенно ярко, мастерски это выражено в «Правдивой историиоб Увинькае». Другой важной особенностью историче­ ских поэм Л. Мартынова является ихидей­ ная целеустремленность. Действие впоэме всегда подчинено главной идее. В «Рас­ сказе про Федьку-вранака» такой иде й является вера в творческиесилы русско­ го народа; в «Поэме о русскоминжене­ ре» — глубоикй патриотизм рус кого че­ ловека; в «Искаетле рая» — зарождение революционнопйсихологиив русскомна­ роде. Развитие идеи дается Мартыновым в поэмахне путем рационалистического убеждения, а через образ, через то спле­ тение и внутреннююсвязь всех компонен­ тов поэмы, о котором мы упоминаливыше. Лишь иногда Мартынов не выдержи­ вает этого и забывает прекрасно© прави­ ло Энгельса: «Тенденция должна сама по себе вытекать из положения и дейст­ вия— без того, чтобы на это особо ука­ зывалось»... Особенно грешит против это­ го поэма «Искательрая». В ряде мест поэмы тенденция ее дана слишкомгрубо, обнаженно, оторванно от образной ткани (например, думы Мартына Лощплинао рае, реплики Лощилинаодноногму сол­ дату, заключительны© строкипоэмы). То же самое, правда, в меньшей степени имеется и в «Рассказе про Федьку-варна- ка», где в конце поэмы автор зачем-то счел нужным риторичсеки предсказывать скорое появление Пугачева, тогда как это само собой понятно из всего текста поэмы. Исторические произведения Л. Марты­ нова всегда ограничены по месту их дей­ ствия, географически конкретны. Боль­ шинство из них связано с Омском, с за­ падной и южнойСибирью. Даже в таких поэмха, как «Искатель рая» и «Поэма о русском инженере», где мейго действия точно неизвестно, колорит поэмы, ее ге­ рои позволяют читателю без труда опре­ делитьего. Поэмы свободны от обремени­ тельной этнографичности ненужной эк­ зотики. Связь с Сибирью в поэмах— орга­ ническая. Мартынов осуществляет ее без всякой навязичвости для читателя, совер­ шенно естественно, легко, свободно. Яр­ кий эпитет, меткое сравнение, скупой, но выразительныйпейзаж — вон' те художе­ ственные средства, которыми пользуется Мартынов для этой цели. Весьма интересен творчексий путь Л. Мартынова — исторического поэта за последние годы. В нем ясно наметлиось приближение к темам большого общест­ вен»ного значения и закономерный отход от исторических тем. В первой крупной исторической поэме «Правдивая история об Увинкьае» Марты­ нов еще не показывает непосредственно народныхмассв революциономдействии. В поэме ощущается только стремление автора к этому. Лишь в заключительных сценах поэмы юноша Увинькай превра­ щается из страдательного лица истощи в ее активного участника. Он примыкает к восставшим казахам. В следующей поэме «Рассказ про Федьку-варнака» Мартынов продолжает развивать дальше намеченную имв «Прав­ дивой истории» линию. Поэма охватывает период времени перед широким народным движением Пугачева. Герои ее — ямщи­ ки Черепановы, казаки омской крепости уже пытаются боротсья с событиямиО.ни активны.Лейт-мотив поэмы — глубокая вера автора в творческие силы трудового рус кого люда,— сообщает ей более силь­ ное в общественном отношении звучание, чем у предыдущей поэмы. В «Искателе рая» Мартыновуже вплот­ ную подходит к нашему времени, к пред­ революционным годам. Развитие темы о народе не могло не привести Мартынова к этому. В герое поэмы Мартыне Лощи- лине зреет революционное сознание. Он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2