Сибирские огни, 1940, № 2

Виктор Бурман - ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ Л. МАРТЫНОВА Три года тому назад в «Сибирских ог­ нях» была напечатала правдивая история об Увинькае — воспитаннике школы тол­ мачей в г. Омске. Поэмасразу же прив­ лекла внимание читателей и критики. Вслед за «Правдивой историей» появились и другие исторические поэмы и стихотво­ рения Л. Мартынова. Свежесть образов, оригинальные за­ мыслы, своеобразное их поэтическое раз­ решение, точный яркий язык этих произ­ ведений — все говорило о том, что в ли­ це Мартынова советская поэзия имеет большое поэтическое дарование. Мартынов умеет давать историческое прошлое по-но­ вому, необычно, оживитьего героев самы­ ми неожиаднными ходами своего поэтиче­ ского воображения. Завоеватель Сибири Ермак представлен, например,им какпер­ вый русский землепашец за Уралом: Он вынул меч. И боевым мечом Ударил в землю и разрыхлил землю... Земля, на меч налипшая, жирна, В ней кровь, в ней пепел от лесных пожаров. — Кольцо! Достань-ка горсточку зерна, — Немолотое есть у кашеваров. ...Глядят на атамана казаки И пленники — праправнуки Батыя. Летят из атамановой руки В сырую землю искры золотые... Ивану заглянул Ермак в лицо И шепчет он—-тревогой полон голос: — Как думаешь, дружок Иван Кольцо, — Не вытопчут? Взойдет? Созреет колос? («Ермак») Такая интерпретация образа Ермаакне­ ожиданна, но ей нельзя отказать ш в ху­ дожественной, ни в исторической правде и поэтому она убедительна. Точно так же и стихотворение «Плен­ ный швед» по-новому показывает эпоху ПетраI. Читатель видит ее глазами плен­ ного шведа, нашедшего себе вторую ро­ дину в России. От этого петровское время не становится менее значительным, но воспринимается читателем, благодаряно­ вому углу зрения, ярче, живее. Однако -во только свой, мартыновский, угол зрения на исторические события свойственен поэмами стихотворениям Мар­ тынова. Мартынов каждое историечски и геогрфаически ограниченносеобытие рас­ сматривает в связи с событиями и идеями большого обществен ого звучания. Это придает исторчиеским произевдениям Мар­ тынова особую ценность. В «Рассказе про Федьку-варнакаи про Ильюшку-ямщика»ос-ть коротенькое опи­ сание Иртыша, весьма характерное для этого основного принципа творчества Л. Мартынова—исторического поэта. Вот оно: ...Вода иртышская желта, Как будто мылись в ней калмык, Монгол, джюнгарец, кашкарлык, Китаец и каракиргиз — И все течет к Тобольску вниз. Зрит Азия из прорубей. Тобольск — стариный русский город в Сибири — воспринимается Л. М арто ­ вым, как пункт пересечения разнородных исторических собыитй, взглядов, идей. В северном Тобольске не только«зрит Азия из прорубей», но в нем слышны отголо­ ски главнейших собыитй эпохи. Читатель сталкивается на страницах поэмы и с ве­ ликими делами Петра I, и с ‘бироновщи­ ной, и с глухим недовольствомнарода, ¡предшествующим появлению «грозы(кре­ постников, чернобородого Пугачева». И запад, и восток,и север, и юг, и прош­ лое, и настоящее, и будущее умело -пе­ реплетены в поэме, органическисвязаны с конкретной обстановкойее действия, с развитием характеров ее героев. Такое же построение свойственно и другимпоэмам Л. Мартынова. Ту же ши­ роту охвата исторических событий,стрем­ ление к глубокому перспективному взгля­ ду на историюмы нахоидм и в «Правщи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2