Сибирские огни, 1940, № 2
ГРАЖДАНИН СОВЕТСКОГО СОЮЗА Много написано стихов после смерти Маяковскогона тему о советском патрио тизме, и все же до сих пор лучшим выра жением этого чувства остаются его «Сти хи о советском паспорте». Любовь Маяковского к родине глубоко сознательна. Ее питают не случанйость рождения, не привычка. Она возникает из сознания, что наша родина — первая в мире страна социализма, указывающая путь трудящимся всего земного шара, и я, как весну человечества, Рожденную в трудах и в бою, Пою мое отечество, Республику мою! Половинуземного шара исколесил Мая ковский, но везде он сердцем был сКрас ной Москвой. Он ездил, как полпред со ветской поэзии, и разумеется, далеко не был желанным гостем в капиталистиче ском мире. Переезжая 'Границу, ему при ходилосьвымарывать из своих стихов и держать в памяти строки о Коминтерне, о революции... Однажды его чемоданво время вынужденной посадки аэропланапо пал в руки полиции какого-то маленького государства, и жандамры забрали его ру кописи. Английские лорды, обиженные его стихами о Керзоне, не пустили его ни в Англию, ни в Канаду.Но стихи Мая ковского ломали препоны, и везде, где они звучали, у поэта оказывались десятки последователей и почитателей. ПоездкиМаякосвкого за границу прихо дятся на период частичнойстабилизации капитализма. Тем не менее за поверхност ным блеском временного «процветания» поэт отлично разглядел и отразил в сти хах коренные противоречия капитализма, классовйы гнет, нищету и бесправие масс. Он видел и достижения западной культу ры и техники, и сумел подойти к ним со своей, особенной точки зрения. Увидев в Париже башнюЭйфеля, он решает, чтоэто му «образцу машинногогения» не место в Париже проституток, банкирови бирж, и зовет ее переселиться в Москву: Идемте, башня, к нам! Вы там , у нас нужней! Идемте к нам! В блестеньи стали, в дымах — мы встретим вас, мы встретим вас нежней, чем первые любимые любимых! Сходные мысли вызывает у него и ос мотр Версаля, его великолепных дворцов, парков и фонтанов: «Сюда бы стальонй и стекольный рабочий дворец миллионной вместимости»... Из всех дворцовыхдосто примечательностей его внимание привле кает... трещина на столике Антуанетты, потому что,, сделанная штыком солдата, «когда санкюлоты поволокли на. эшафот «оролевку», она напоминает ему о рево люционном прошлом Франции. Осматривая чудо архитектуры — Собор парижской бо гоматреи поэт деловито прикидывает, как смогут его использовать пролетари Фран ции после своей победы. «Под клуб не пойдет — темноват», а вот для кино не придется даже и перестраивать: места го товы для сиденья, и орган есть, — на первых лорах, пока не будет оркестра, можнопод орган «крутитьхоть пятьсеан сов». Мысль о революции не покидает поэта. На пляже курорта Нордерней, где «валют чики греют катаррыи астмы», ему чу дится, что из-за острова выплываюктрон- штадцы и «целят Авророю».«Купальщи ки, жиромнабитые бочки, спасайтесь!» И даже волны Атлантического океана напоминают ему бурные дни революции. Кто из наших поэтов не славит рево люцию и в стихах и в прозе? Но многие ли из них могут сказать, что отдают ей весь свой талант, все свои поэтические силы, все, «до последнего листка», как это из года в год, с неизменной искренно стью и последовательностью всю свою жизнь делал Маяковский? Перечитайте в хронолгоическом порядке его стихи. Ведьэто в полном смысле сло ва летопись наших, советских дней, в ко торой отразилось все, о чем думали чем волновался наш советский народ. И с ка кой огромной яичной заинтересованно стью, с какой страстью непосредственно го участника событий вел эту летопись Маяковский! «Лучший, талантливейший поэт нашей • советской эпохи». Этимисловами товари ща Сталина определяется место в совет ской и мировой литературе Владимира Владимиорвича Маяковскогоэ, того подлин ного беспартийного большевика, все свое великолепное мастерство беззаветно отдав шего великому делу партии Ленина1—Ста лина, делу коммнуизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2