Сибирские огни, 1940, № 2
революции, например, к ею рекламным стихам вроде: «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старости лет!» или «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Его заботило другое: был нэп, шла борьба с частниками, поэт был обязан как-то по мочь государственной и кооперативной Торговле в этой борьбе, так же как и вборьбе за производительность труда, за культуру в быту и на производстве и т. п. До сих пор можновидеть на заводах и шахтах плакаты по технике безопасно сти, сделанные Маяковским. И до сих пор удивляет предельныйлаконизм, исключи тельное совершенство формы многих его реклам и лозунгов. «Болтливый— рас тратчик рабочих часов. В рабочее вре мя-язык на засов!» Или: «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!» Что можно придумать на эту тему более яр кое и дохочдивое? «МАЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ» Никто из наших поэтов не был так тесно связан с газетой, как Маяквоский. Никтоне умел так быстро и с такой художественной силой откликаться на актуальные политические события, так беспощадно заклеймить подхалима, бюро крата, сплетника. Брошенную обитателями поэтических особняков презрительную кличку «газет чик» Маяковский подхватил и повторял с гордостью«.Газетное» стихотворение Мая ковскгоо «Прозаседавшиеся» получило одобрение В. И. Ленина. В «Разговоре с товарищем Лени ным», -—• стихотворении исключительном по искренности, задушевности и лири ческойтеплоте, Маяковский, рапортуя, наряду с перечислением наших побед го ворит о том, что «очень мною разных мерзавцев ходит по нашей земле и во круг». И он берется за перо сатирика, чтобы помочь стране «скрутить» этих мерзавцев — кулаков и волокитчиков, подхалимов,сектантов и пьяниц. Наряду с «Маяковской галлереей», в которой фигурируют в карикатурном виде Пуанкаре, Пилсудский,Вандервельде идру гие политикибуржуазии, можно было бы составить из сатирических стихов поэта вторую галлерею — моральных и умст венных уродов. Вот трус, мечтающий:«схорониться б за приказ, спрятаться б за циркуляр»; неутомимый докладчик Лукомашко,нуд но доказывающий, «что курить ужасно вредно, а читать наоборот»; товарищПо пов, считающий себя «столпом» и опа сающийся, что критика снизу — подор вет государственные устои и т. д. Образы этих стихотворений гротескны, преувеличены, но глубоко ошибаются те, кто видит в них голую схему, .абстрак цию. Сатирические стихи Маяковского насыщены деталями, выхваченными из живой действительности. Поведение тру са, подхаилма, сплетника и т. п. очерчено правдиво и убедительно. Надо только пом нить, что Маяковский не стремился к натуралистическому правдопдобию. «Те атр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», — сказал он однажды. Эти слова можно с успехом от нести и к его работе ноэта-сатирика. В стихах Маяквоского перед нами не аб страктная схема, а сама жизнь, только как бы увеличенная в своих существен ных чертах. Борис Пастернак в стихотворении «Про! эти стихи» рисует поэта с головой по груженного в мир своих и чужих поэти ческих образов, поэта, который только случайно, взглянув в один прекрасный день в окно, замечает, что «мир давно не тот». В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» Маяковский сам участвовал стихом в переделке мира. Он знал, какое идет тысячелетье и чего требует от поэта сегодняшний день. И не только знал, но и других заставлял не забывать: «Я очень люблю, когда поэт, закрыв глаза на. все, что крутом творится,, сладенько изливается, и вдруг взять его и носом, как щенка, ткнуть в жизнь». Для Маяковскогопоэт — это трибун, боец, а если надо — то и чернорабочий, «ассенизатор и водовоз». «Я здесь стою, чтобы строитьи месть», — с гордостью говорит он о себе. И мы вправе спросить поэтов, отворачивающихся от «черной» литературной работы во имя «больших полотен»: кто из вас создал что-либо по добное «Ленину» и «Хорошо»? Эти две поэмы до сих пор высятся в нашей по эзии, как'две недосягаемые горные вер шины. Нет, участие поэта в «лихорадке буден» не ослабляет его талант, а опло дотворяет и окрыляет его, — если, ко нечно, перед нами на с т оящий поэт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2