Сибирские огни, 1940, № 2

революции, например, к ею рекламным стихам вроде: «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старости лет!» или «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Его заботило другое: был нэп, шла борьба с частниками, поэт был обязан как-то по­ мочь государственной и кооперативной Торговле в этой борьбе, так же как и вборьбе за производительность труда, за культуру в быту и на производстве и т. п. До сих пор можновидеть на заводах и шахтах плакаты по технике безопасно­ сти, сделанные Маяковским. И до сих пор удивляет предельныйлаконизм, исключи­ тельное совершенство формы многих его реклам и лозунгов. «Болтливый— рас­ тратчик рабочих часов. В рабочее вре­ мя-язык на засов!» Или: «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!» Что можно придумать на эту тему более яр­ кое и дохочдивое? «МАЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ» Никто из наших поэтов не был так тесно связан с газетой, как Маяквоский. Никтоне умел так быстро и с такой художественной силой откликаться на актуальные политические события, так беспощадно заклеймить подхалима, бюро­ крата, сплетника. Брошенную обитателями поэтических особняков презрительную кличку «газет­ чик» Маяковский подхватил и повторял с гордостью«.Газетное» стихотворение Мая­ ковскгоо «Прозаседавшиеся» получило одобрение В. И. Ленина. В «Разговоре с товарищем Лени­ ным», -—• стихотворении исключительном по искренности, задушевности и лири­ ческойтеплоте, Маяковский, рапортуя, наряду с перечислением наших побед го­ ворит о том, что «очень мною разных мерзавцев ходит по нашей земле и во­ круг». И он берется за перо сатирика, чтобы помочь стране «скрутить» этих мерзавцев — кулаков и волокитчиков, подхалимов,сектантов и пьяниц. Наряду с «Маяковской галлереей», в которой фигурируют в карикатурном виде Пуанкаре, Пилсудский,Вандервельде идру­ гие политикибуржуазии, можно было бы составить из сатирических стихов поэта вторую галлерею — моральных и умст­ венных уродов. Вот трус, мечтающий:«схорониться б за приказ, спрятаться б за циркуляр»; неутомимый докладчик Лукомашко,нуд­ но доказывающий, «что курить ужасно вредно, а читать наоборот»; товарищПо­ пов, считающий себя «столпом» и опа­ сающийся, что критика снизу — подор­ вет государственные устои и т. д. Образы этих стихотворений гротескны, преувеличены, но глубоко ошибаются те, кто видит в них голую схему, .абстрак­ цию. Сатирические стихи Маяковского насыщены деталями, выхваченными из живой действительности. Поведение тру­ са, подхаилма, сплетника и т. п. очерчено правдиво и убедительно. Надо только пом­ нить, что Маяковский не стремился к натуралистическому правдопдобию. «Те­ атр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», — сказал он однажды. Эти слова можно с успехом от­ нести и к его работе ноэта-сатирика. В стихах Маяквоского перед нами не аб­ страктная схема, а сама жизнь, только как бы увеличенная в своих существен­ ных чертах. Борис Пастернак в стихотворении «Про! эти стихи» рисует поэта с головой по­ груженного в мир своих и чужих поэти­ ческих образов, поэта, который только случайно, взглянув в один прекрасный день в окно, замечает, что «мир давно не тот». В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» Маяковский сам участвовал стихом в переделке мира. Он знал, какое идет тысячелетье и чего требует от поэта сегодняшний день. И не только знал, но и других заставлял не забывать: «Я очень люблю, когда поэт, закрыв глаза на. все, что крутом творится,, сладенько изливается, и вдруг взять его и носом, как щенка, ткнуть в жизнь». Для Маяковскогопоэт — это трибун, боец, а если надо — то и чернорабочий, «ассенизатор и водовоз». «Я здесь стою, чтобы строитьи месть», — с гордостью говорит он о себе. И мы вправе спросить поэтов, отворачивающихся от «черной» литературной работы во имя «больших полотен»: кто из вас создал что-либо по­ добное «Ленину» и «Хорошо»? Эти две поэмы до сих пор высятся в нашей по­ эзии, как'две недосягаемые горные вер­ шины. Нет, участие поэта в «лихорадке буден» не ослабляет его талант, а опло­ дотворяет и окрыляет его, — если, ко­ нечно, перед нами на с т оящий поэт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2