Сибирские огни, 1940, № 2
ншляясь мечтой о будущем, стойко пере носят лишения. Вспомним «Рассказ о Кузнецкстрое». В грязи и сырости, жуя промокший хлеб, рабочие упорно трудят ся, потому что знают, что «через четыре года здесь будет город-сад». И Маяков ский заканчивает стихотворение изуми тельными строками, полными верыв чело века, веры в неизбежную победу комму низма: я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть! ' Октябрьская революция поставила на твердую реалистическую почву жгучую мечту Маяковского о счастливом мире будущего. Она дала поэту силу и уверен ность, раскрыла перед ним светлые и яс ные перспективы. В полную мощь начи нает звучать его поэтический голос. За сучив рукава, бросается он, вооруженный пером и кистью, в гущу борьбы за стро ительство первого в мире социалисти ческого государства. Он находит, наконец, своего настоящего слушателя и читате ля, которого не надо дразнить желтой кофтой. «С первыхдней, — вспоминает он, — 17-летняя коммунистка Выборгского рай она стала водить нас через пустыри, мосты и груды железного лома по клу бам, заводам Выборгского и Василео- стровского районов. Я читал все, что у меня было... все всё понимали». Маяков ский идет работатьв РОСТА (Российском телеграфном агенстве). Ежедневные из вестия — международные, с фронтов гражданской войны и хозяйственного строительства, превращались в рисунки, агитстихи, частушки, лозунги. Рисунки размножались по трафарету, текст — от руки. «Окна Роста — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью худож ников, вручную, сгопятидесятнмиллионно- го народщи а. Это телеграфные вести, мо ментально переделанные в ¡плакат; это декреты, сейчас же распбуликованные частушкой». (Маяковский. «Только не воспоминания»). Необходимость ежедневно говорить с массой на понятном и убедительном язы ке, раз’яснять ей самые: жгучие полити ческие вопросы, — все это определило быстрый рост Маяковского и в смысле* укрепления его революцион ого мировоз зрения, и в смысле выработки более про стой, понятной самому широкому кругу читателей поэтической формы. Маяковский пишет ряд стихотворений,, каждая строка которых проникнута па фосом революции. Его «Левый марш» гре мит по всей стране. Он пишет первую советскую пьесу, поставленную советски ми театрами — «Мистершо-буфф». Н поэме «150.000.000» он показывает пос ледний,решительный бой старого и ново го мира. Глубоок ошибочно /было бы противо поставлять агитацоинные стихи Маяков ского остальнымего произведениям. Ра** бота в Роста, в газете,, над агитацион ными стихами не только имела большое непосредственное значение, яго и помога ла поэту создавать такие полотна, как «В. И. Ленин» и «Хорошо!», потому что именнов гуще строительных буден, в гуще повседневной борьбы за социализм1 ловил Маяковский пульс и дыхание эпо хи, так верно и мощно переданные в его поэмах. Размеягяться на мелочи, за «зло бой дня» проглядеть конечную цель мог кто угодно, только не Маяковский. Слиш ком ярко горела в нем мечта о прекрас ном Завтра, о светлом лете Коммуны. И именнопоэтому он обрушивался с такой силойна все, что мешало мерному на шему шагу на пути к коммунизму. «Для нас, мастеров слова России Сове тов, маленькие задачки чистого стихо- делания отступают перед широкими целя ми помощи словом строительству комму ны», — писал он в 1923 году. Формы этой помощи словом не были ясны и самомуМаяковскому,— ведь история еще никогад не ставила перед поэтами такой задачи.Приходилосьсоздавать со вершенно новуюпоэтическую технику. Но' ведь быть коммунистом — значит думать, хотеть, сметь. дерзать, И он, которыйникогдане отделял себя от партии, — искал, дерзал, боролсяк вышел победителем, необычайнорасши рив область применения стиха, сделав- его острым и гибким оружием в борьбе- за дело революции. Маяковс-кого мало беспокоило, как от несутся^ «жрецы поэзий непролазных» к его работе «ассенизатора и водовоза»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2