Сибирские огни, 1940, № 2

ншляясь мечтой о будущем, стойко пере­ носят лишения. Вспомним «Рассказ о Кузнецкстрое». В грязи и сырости, жуя промокший хлеб, рабочие упорно трудят­ ся, потому что знают, что «через четыре года здесь будет город-сад». И Маяков­ ский заканчивает стихотворение изуми­ тельными строками, полными верыв чело­ века, веры в неизбежную победу комму­ низма: я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть! ' Октябрьская революция поставила на твердую реалистическую почву жгучую мечту Маяковского о счастливом мире будущего. Она дала поэту силу и уверен­ ность, раскрыла перед ним светлые и яс­ ные перспективы. В полную мощь начи­ нает звучать его поэтический голос. За­ сучив рукава, бросается он, вооруженный пером и кистью, в гущу борьбы за стро­ ительство первого в мире социалисти­ ческого государства. Он находит, наконец, своего настоящего слушателя и читате­ ля, которого не надо дразнить желтой кофтой. «С первыхдней, — вспоминает он, — 17-летняя коммунистка Выборгского рай­ она стала водить нас через пустыри, мосты и груды железного лома по клу­ бам, заводам Выборгского и Василео- стровского районов. Я читал все, что у меня было... все всё понимали». Маяков­ ский идет работатьв РОСТА (Российском телеграфном агенстве). Ежедневные из­ вестия — международные, с фронтов гражданской войны и хозяйственного строительства, превращались в рисунки, агитстихи, частушки, лозунги. Рисунки размножались по трафарету, текст — от руки. «Окна Роста — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью худож­ ников, вручную, сгопятидесятнмиллионно- го народщи а. Это телеграфные вести, мо­ ментально переделанные в ¡плакат; это декреты, сейчас же распбуликованные частушкой». (Маяковский. «Только не воспоминания»). Необходимость ежедневно говорить с массой на понятном и убедительном язы­ ке, раз’яснять ей самые: жгучие полити­ ческие вопросы, — все это определило быстрый рост Маяковского и в смысле* укрепления его революцион ого мировоз зрения, и в смысле выработки более про­ стой, понятной самому широкому кругу читателей поэтической формы. Маяковский пишет ряд стихотворений,, каждая строка которых проникнута па­ фосом революции. Его «Левый марш» гре­ мит по всей стране. Он пишет первую советскую пьесу, поставленную советски­ ми театрами — «Мистершо-буфф». Н поэме «150.000.000» он показывает пос­ ледний,решительный бой старого и ново­ го мира. Глубоок ошибочно /было бы противо­ поставлять агитацоинные стихи Маяков­ ского остальнымего произведениям. Ра** бота в Роста, в газете,, над агитацион­ ными стихами не только имела большое непосредственное значение, яго и помога­ ла поэту создавать такие полотна, как «В. И. Ленин» и «Хорошо!», потому что именнов гуще строительных буден, в гуще повседневной борьбы за социализм1 ловил Маяковский пульс и дыхание эпо­ хи, так верно и мощно переданные в его поэмах. Размеягяться на мелочи, за «зло­ бой дня» проглядеть конечную цель мог кто угодно, только не Маяковский. Слиш­ ком ярко горела в нем мечта о прекрас­ ном Завтра, о светлом лете Коммуны. И именнопоэтому он обрушивался с такой силойна все, что мешало мерному на­ шему шагу на пути к коммунизму. «Для нас, мастеров слова России Сове­ тов, маленькие задачки чистого стихо- делания отступают перед широкими целя­ ми помощи словом строительству комму­ ны», — писал он в 1923 году. Формы этой помощи словом не были ясны и самомуМаяковскому,— ведь история еще никогад не ставила перед поэтами такой задачи.Приходилосьсоздавать со­ вершенно новуюпоэтическую технику. Но' ведь быть коммунистом — значит думать, хотеть, сметь. дерзать, И он, которыйникогдане отделял себя от партии, — искал, дерзал, боролсяк вышел победителем, необычайнорасши­ рив область применения стиха, сделав- его острым и гибким оружием в борьбе- за дело революции. Маяковс-кого мало беспокоило, как от­ несутся^ «жрецы поэзий непролазных» к его работе «ассенизатора и водовоза»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2