Сибирские огни, 1940, № 2

стический угар, и даже салонио-парфю- мерныйИгорь Северянинсобрался в по­ ход: Тогда ваш нежный, ваш единственный, Я поведу вас на Берлин,— Маяковский смело поднимает голос про­ теста. С беспощаднойпоследовательно­ стью рисует он одну за другой жуткие картины войны: «Вот на ободранной стенке отпечаток шрапнели клочьями человечьихмозгов. Как умно, что к глу­ пому полю приделалисотни обрезанных человечьихголов». Это не от пацифизма, не от испуга перед ужасами всякой вой­ ны вообще. Ведь Маяковский пишет о кон­ кретной войне, войне 1914 года, граби­ тельской, неспраевдливой, вдохновители •которой названы им по имени: это — «проживающие за оргией оргию, имеющие ваннуюи теплый клозет.» В стихотворении 1917 года «К ответу» Маяковский ясно вскрывает империали­ стический характер происходящей войны: Скоро у мира не останется неполоманного ребра. И душу вытащат. И растопчут там ее только для того, чтоб кто-то к рукам прибрал Мессопотамию. Поэт прямо ставит вопрос: «Кто над •небом боев? Свобода? Бог?» И сам отве­ чает: «Рубль!» А дальше уже прямой призыв к превращению неспрваедливой войны в справедливую: «Когда же ста­ нешь по весь свой рост ты, отдающий жизнь своюим?» И когда грянула Великая Октябрьская •социалистическраеяволюция, еще два.го­ да назад предсказанная Маяковским в его поэме «Облако в штанах», красногвардей­ цы, идя на штурм Зимнего дворца, — последней твердыни русского капитализ­ ма, распевали частушку Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит,буржуй!» МЕЧТА МАЯКОВСКОГО Нельзя понять ни творчсетва Маяков­ ского, ни некоторых особенностей его .литературнойдеятельности, если не учесть •безраздельно владевшей поэтом мечты о светлом будущем, о днях коммуны. Пройдут года ■■сегодняшних тягот, летом коммуны согреет лета, и счастье, сластью огромных ягод, дозреет на красных октябрьских цветах. Это не б1ыла безвольная мечтаблоков­ ских поэтов, которые ведь тоже «рагаге- жась, мечтаил о веке златом». Это была деятельная, вдохнволяющая мечта чело­ века, который знает пум к этому светло­ му Завтра и яростно трудится, расчищая дорогу к нему и себе, и другим.. Это Завтра, пусть еще туманно-дале­ кое, неуловимое, представляется поэту сказончо прекрасным. «Никому не дало знать,какимиогром­ ными солнцами будет освещена жизнь грядущего, — говорит Маяковский. — Может быть художники в стоцветные ра­ дуги превратят серую пыль городов, мо­ жет быть о кряжей гор неумолчно будет звучаьт громовая музыка превращенынх в флейты вулканов,может быть волны океанов заставимперебирать сети протя­ нутых из Европы в Америки струи». Еще в дореволюционной поэме «Война и мир» Маяковский показывает грядущий день, «такой,, что сказки Андерсена щен­ ками ползали у него в ногах». И не только люди радость личью расцветили — звери франтовато завили руно. Вчера бушевавшие моря, мурлыча легли у ног. Некогда грозные пушки теперь на лу­ жайке мирно щиплют раву. А под дере­ вом Христос играет в шашки с Каином. Поэма «150.000.000» кончеатся карти­ ной «празднования сотой годовщины Октябрьской революции.В «Мистерии- буфф» нечистые попадают в мир будуще­ го — мир покореннычхеловекомвещей. В последних картианх «Клопа» действие происходитв 1979 году. В «Мистерии- буфф» из «коммунистическогдоалека» приходитв наши дни человек, в «Ба­ не» — «Фосфорическая Женщина». В десятках стихотворенийвозвращаетсяМая­ ковский к этой тюме. «Во весь голос», в котором он подводит итоги своей деятельности, написанов форме разгово­ ра с потомками, живущими в счастливую эпоху завершенного коммунизма. С особенной любовью и теплотой гово­ рит Маяковский о людях,которые, вдох- «10« Саб. огни № 2. 1940 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2