Сибирские огни, 1940, № 2
«МАЯКОВСКИЙ НАЧИНАЕТСЯ» «Владимир Необходимович» — так на звал его Асеев в своей поэме «Маяков ский начинается». Назвал очень метко, подчеркнув этой игрою слов закономер ность его появления в ту эпоху. В конце прошлого века, как предвестник бури 1905 года, донесся до читателя го лос буревестника революции М. Горького. Развитие таланта Горького, как и рост его популярности, шли паралельно с на растанием революционногодвижения, как бы питавшего своими соками творчсетво гениальногописателя. Маяковский выстуипл в литературе в канунимпериалистическойвойны, когда после глухих лет реакции сновапошлана под’ем революицон ая волна. Но еще до этого, уже в 1908 году,он был тесно свя зан с большевистскимподпольем. Оп ра ботает пропагандистом,выполняет пар тийные поручения. «Товарищ Констан тин» —<зовут его товарищипо револю ционой работе. Трижды арестовывает его охранка. После третьего ареста, в 1909 году, — семь месяцев ожидания в тюрем ной одиночке и приговор: на три года в Сибирь. Несовершеннолетие помогло осво бодиться от ссылки. Маяковского выпуска ют из тюрьмы под строгий надзор полиции. Следует заметить, что юный Маяков ский пришел к революциив тот период, когда, говоря его же словами, Зверела реакция. Интеллигентчики ушли от всего и все изгадили. Заперлись дома, достали свечки, ладан курят — богоискатели. Друиг е «интел игентчики» открытопошли в услужение к буржуазии, усвоив нехит рую философию, метко выраженную в четверостишии А. Белого: «Что тут ду мать, что гадать,дунуть, плюнуть, напла вать, веселиться, пить да жрать». Таких, которые не отреклись, не отшатнулись — осталось немного. В литературе господст вовала«орава модных писателей»дкоторые «оплевывали революцию, издевались над ней,, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом «культа лично сти» (История ВКП(б), Краткий курс). Первыевыступления Маяковского в ли тературе связаны с футуризмом.И тем не менее прав Багрицкий,назвавший Маяковского «великим разрушителем фу туризма». Шумную и весьма пеструю группу фу туристов об’единял громкий и задорный крик: «Долой!» Но если Маяковский кри чал: «Долой вашу любовь, вашу религию, искусство, долой весь ваш строй» —, то другие не шли дальше приыз ва к нис- провержению господствующих эстетиче-' ских норм. Стихи Маяковского уже тогда были социально насыщены, глубокосодер жательны. А многие из футуристов бездум но увеселяли себя «словозвопиобйес- целью». Крученых писал заумные стихи, Хлеб ников —• стихотворно-лингвистические уп ражнения и «перевбртени» вроде поэмы «Стенька Разин», замечаетльной тем, что ее можно читать как от началак концу, так и от конца к началу: «Мы низари летели Разиным. Течет и нежен, неясен и течет. Олени. Синело. Оно», — и т. д. На ряду с этим на литературных вечерах футуристов звучали и жгучие стихи Мая ковскгоо, и «СтепанРазин» В. Каменско го, непохожий на хлебниковского, вызы вавший востогр демократическинастроен ной публики и негодование полици. Об отношении последней к футуристам сви детельствует любопытная заметка, опуб ликовнаная либеральной газетой «Киев ская мысль»: «Вчера состоялось первое выступление знаменитых футуристов: Бурлюка, Каменсокго, Маяковского. При сутствовали: генерал-губернатор, обер-по лицмейстер, 8 приставов, 16 помощин ков приставов, 25 околодочных надзира телей, 60 городовых внутри театра и 50 конных возле театра». Маяковский сам нс раз подчеркивает неоднородностьфутуризма и стремится спять с себя ответственность за грехи каждого, «назвавшегося футуристом»: «Говорят, что я футурист. Что такое фу турист? Не знаю. Никогда не слыхал. Не было таких... Под этой маркой выстуапл и тот, кто вышивал: Вчера читала я, — Тургенев Меня опять зачаровал, и орущие как хлысты на радении Дыр, бул, щил...» («И нам мяса». 1914). Это почти полностью совпадает с мне нием Горького: «Русского футуризма нет. Есть просто И. Северняин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский». Горький один средь воя и визга буржу азной критики, издевавшейся над футури стами, отметил положительные черты этого течения: «Они молоды, у них нет застоя, они хотят нового свежего ело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2