Сибирские огни, 1940, № 2
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО В. Вахлящев ЛУЧШИЙ ПОЭТ СОВЕТСКОЙ эп о хи ДЕСЯТЬ ЛЕТ Высокий, стремительныйс, упрямой складкой между бровями и резко очерчен ным энергичным ртом, готовый сокрушить все преграды, встающие на пути, с громо подобным раскатистымголосом, —- таким встает он перед глазами, стоит только раскрыть томик его стихов.И не потому, что существуют на свете воспоминания, фотографии и свидетельства очевидцев. Нет, образМаяковского сам вырастает из его железных стихов, из гранидозных, монуменатльных образов. В каждой стро ке, в каждой интонации отразиласьги гантская индивидуальность поэта во всем ее неповторимом своеобразии. СтихиМаяковского выдежр али самое серьезное для произведений искусства испытание: временем.Через десять про мелькнувших лет Маяковский попрежнему выситсясреди советских поэтов как самый яркий, самый волнующий и самый совре менный. Можно даже сказать, что он вы рос для нас за годы, прошедшие со дня его смерти; ибо только сейчас начинаем мы понимать всю огромность проделнаной им работы. Маяковский неутомимо трудился в са мых разнообарзныхпоэтических жанрах — от эпической поэмы до частушки, от пьесы до рифмованного лозунга. Он писал очерки, стихи для детей, киносценарии, цирковые представления. И везде он был искателем новых путей, везде поднимал целину, углубляя и обогащаяпоэтиечское искусство гениальными открытиями. Он выработал своеобразную поэтическую форму, гибкую и выразительную, способ ную передать и громовую музыку револю ции, и самые интимные человеческие пе реживания. Он необычайно расширилвоз можности поэзии, узаконив такие темыи такие формы, которые до него третирова лись, как недостойные внимания поэта. Его работа в этом направелниинапоминает ту, которуюдля своего времнеи и в дру гих условиях проделалНекрасов. «Если- б с нами не жил Маяковский, мы были бы просто нищими в каком-то смыс ле». Эти слова Н. Тихонова, сказанные вскоре после смерти поэта, прекрасно характеризуют его значение. Дело не толь ко в том, что у нас не было бы «ста то мов» его «партийныхкнижек». Без Мая ковского вся наша поэзия стояла бы на каком-тоином, более низком уровне, ибо вряд ли найдется крупный советский поэт, который в той или иной форме не испы тал бы на себе влияния этого гиганта поэзии, не поучился у него чему-илбо, —. будь это сами признающиесебя его учениками Асеев и Кирсанов или яроснто полемизировавшийс ним Сельвинский. Всю глубину воздействия Маяковского на советскую поэзпю трудно.сейчас изме рить: слишком многое в наследии поэта еще не осмыслено, не освоеноналог. Ясно лишь одно: вряд ли можно переоценить силу этого воздействия. Влияние Маяковского распространилось далек» за пределы Советского Союза. У него учились такие поэты,как Иоганнес Бехер. Рафаэьл Альберти, Ленгстон Хыоз. На 24 зарубежных языках звучат сегодня его стихи. Тесная связь со своей эпохой и своим народом, идейное богатство и целеустрем лённость. высокоемастерстволоэта-нова- тора, изумительная работоспособность, творческая смелсотьи приницпиальность— вот черты, совокупностькоторых рисует нам облик Маяковского. Это был поэт, имя которогомы смел» можем поставить рядомс именмаи Пушки на, Лермонтова,Некрасоваи других вели ких, которыхлюбит и которыми гордится наша страна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2