Сибирские огни, 1940, № 2
® (катальной мастерской был, она не сго рела. Отпуситли — сюдаприехал и сразу по мер. Измучили шибко. АлександраПетровна умолклап, ригрою нилась. Я прошу старичков рассказать еще что-нибудь. —( Надежда КЬнстантинов|йа куми лась, — говорти Чеботаев, — по кумам ходила. У Кудумихипринимала парнишку и у ИванаОсипатыча Ермоалева (те ребя тишки померли опосля). Кудумиха втреть ем годе померла.Она двадцать пять руб лей в месяц получала, все говорила: — Вот (мне кума из Москвы посылает. —1 ( Она в письмах ей писала, — добав ляет Жолтовская: — Кума и кума. Мы с Кудумихойидем по бруснкиу, истречатся Конев. Спрашиват: — Вы отколь идете? (А мы притомилисьп, ристали.) Она и го ворит: — А к куме Крупчихев гости ходили. В избу входит семидесятилетний Даниил Владимирович Жданов. Ои тоже может рассказать о Ленине. Говор Жданова «ли тературнее», ближе к городсокму, чемго вор других расказчиков,но содержание рассказа оказалось еще более легендар ным. . — Я его знал прекрасно и беседовал, ходил в комнату в нему. По воскресеньям ходил, каждое воскресенье. В б|удни-то не когдабыло: батрачил. Я был сослан ый из Голдбавскишхахт Екатерининскойгубернии. Восстание мы там сделали. Он пришел сюды в девяно сто седьмом году, а я пришел в девяно сто восьмом. Он давал мне политические книжки.Он все говорил: — Придет время — ты не будешь жить в батраках за сорокрублей в год. Батраки все будут иметь. Он такой человек был: придет нищи,й попросит — он одну рубаху отдаст, дру гую себе оставит. При мне один пришел, побирался (а их много ходило): — Дай рубашку, нет у меня! Он сымает с себя, отдает. Осталсяв од ной нижней. Я говорю: — Зачемвы, товарщи Ульянов? Он же пропьет вашу рубаху! — Пускай пропьет. Не могу видетьче ловека без рубахи. Книжку давал тойеньну. Я-то неграмот ный, Бондарев читал вслух (тоже батрак был, тоже ссыльный). Послушаешь — легче станет. Приезжаю раз домой с пашни, хозяин говорит: — Ну, твой друт уехал, жалел, что ты его ие проводил. Пашня-то былаза двадцать верст. Жал ко мне было. Герой, отдающий свою одежду бедняку! Старый традиционный мотив народных ле генд. Мне приходилось слышать и записать нечто подобное о герое алтайских масте ровых Криволуцком. Здесь, неожидан о, этот мотивприкрепилсяк образу Ленина. Так трудовойнарод, еще не прошедший школу сознательной социальной борьбы, понимал гуманость и доблесть. Немало легенд о Ленине передают из уст в уста шушенские старожилы. Много говорят об искусство Ленина —- рыбака, Ленина— охотника, Левина — мастера (будто бы он даже очень хорошо самова ры чинил). Это фольклорная традиция. Ге рои легенд, создававшихся веками,искус ные мастера. Мастерами были и боги древ ности. Народ наделял своих героев уме ниемделать вещии побеждать природу. ВниманиеВладимира Ильича и Надежды Константиновнык крестьянским детям1 послужило основой легенд о «кумовстве». Расскзачики стараются приблизить Ленина и Крупскую к себе, сделать их своими, деревенскими, шушеснкими. Недаром ска зала А. П. Жолтовская: «Он был не по мещичий сын — крестьянский». В рассказе рыбакаЛенин даже рыбац ким приметам(верил. Ленин наш, — тако ва идея этих рассказов. Естьряд легенд, в которых его спасают от гибели. Книжными данными это не под тверждается, но идея ясна: безграничная любовь народак Ленину. Кроме легенд есть в Шушенском рас скаыз типа воспоминаний. Живет здесь Прасковья Алексеевна Ященко-Мезина, та самая Паша, которая была у Владими ра Ильича и Надежды Константиновны домашнейработницей. Н. К. Крупская в своей книге упоминает о ней. Воспомина ния Мезиной отрывочны, сбивчивы, но со гретытеплым чувством. Многие старожилывспоминаютк,ак Ле нин катался с ними па коньках,когда они были детьми. Ряд ‘других воспоминаний требует про- \ верки. Рассказчикито и дело теряют чув- 1 ство реальности. Кажется, еще немно/ ¡го — и эти воспоминанисятанут легенда ми, фольклором. / 1 Об этом пишет Н. К. Крупская в своих воспоминаниях. См. вып. 1, изд. 1-е, стр. 30.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2